28.05.20

Ветреный Хмельницкий


Все поступавшие в школу программирования UNIT Factory, открытую в Киеве фондом Василия Хмельницкого K.Fund в партнерстве с французской “Школой 42”, подписывали финансовое обязательство завершить курс обучения и продолжить работу в Украине. В противном случае — должны были заплатить неустойку в размере нескольких тысяч долларов. Как выяснилось в итоге, такое обещание нужно было брать не со студентов, а с Васи.

Намедни пресс-служба Хмельницкого сообщила, что тот наигрался в бесплатную школу программирования и не дожидаясь истечения срока соглашения с французскими партнерами (заключенного на 5 лет) спустя три с половиной года закрывает UNIT Factory. В качестве официальной причины называется эпидемия коронавируса, но какое отношение она имеет к тому, что Вася еще недавно называл проектом всей своей жизни совершенно не ясно.

Читайте также: Война за наследство Курченко

Как впрочем, и то как более 700 студентов UNIT Factory завершат свое обучение. Разве, что поверят издевательской формулировке “согласно партнерским договоренностям, студенты, не прошедшие полный курс подготовки, получат сертификаты о достигнутом уровне и смогут продолжить обучение в других кампусах глобальной сети “Школы 42”. Учитывая, что харьковский UNIT Factory (здесь, кстати, Хмельницкий нарушил соглашение с французами и ввел платное обучение) прекращает свое существование одновременно с киевским, выходит, что сотни будущих украинских программистов подтолкнули к эмиграции. Хотя ранее Василий ратовал за то, чтобы они учились и развивались на родине, и даже пытался их наказывать за противоположное рублем.

Очевидно, что UNIT Factory сыграл свою роль обманки для столичной хипстерской общественности, которую убедили, что полученную во времена Януковича за бесценок территорию Киевского мотоциклетного завода превращают в инновационный парк. На деле все вылилось в проект застройки этой площадки бизнес-центрами и жилой недвижимостью, который Хмельницкий ведет с одним из близких к Виталию Кличко застройщиков Игорем Никоновым (“К.А.Н. Девелопмент”). Более того, Василий умудрился заложить недвижимость UNIT.City под кредит от Альфа-банка российского миллиардера Михаила Фридмана за какие-то 8 млн долларов.

Стоит признать, что сейчас Хмельницкий действительно переживает не лучшие времена. В конце прошлого года стало известно, что его младший партнер Андрей Иванов (25%), с которым в 2016 году они провернули аферу по банкротству банка “Хрещатик”, оттер его от управления большинством проектов. В частности, инвестициями в проектах девелоперской компании UDP и столичного аэропорта “Киев” имени Сикорского будет управлять частный фонд Quarter Partners Иванова, а Хмельницкий через UFuture остается лишь мажоритарным акционером (55%) с правом вето.

Правда Василий храбрился, что “сконцентрирует усилия на глобальных инновационных и импакт-проектах, которые меняют страну”. В числе таковых: UNIT.City в Киеве и Харькове, “Биофарма”, индустриальный парк “Белая Церковь”, Киевский международный экономический форум.

Как мы видим, важная часть столичного UNIT.City, которая “позволяла менять страну”, уже благополучно “склеила ласты”. Еще раньше Вася поочередно закрыл три медиа, посвященных предпринимательству и новым технологиям, — Unit Citizen К750 и K.Fund Media. Теперь на очереди остальные “глобальные инновационные и импакт-проекты”.

В своем пресс-релизе Хмельницкий утверждает, что потратил на UNIT Factory 5 млн долларов. Возможно. Но необходимо учесть, что данный проект позволил ему “без шума и пыли” изменить назначение 24 гектаров производственной недвижимости в Шевченковском районе столицы, которые по самым скромным подсчетам оцениваются в 60 млн долларов. И избежать факапа образца Bionic Hill, который Василий пытался возвести на месте бывших военных складов в Святошинском районе Киева площадью 147 гектаров, недалеко от поселка городского типа Коцюбинское, где из-за протестов общественности ему не удалось осуществить задуманное.

Благодаря привлечению в 2016 году к управлению UNIT.City двух модных в столичной бизнес-тусовке Максов — Бахматова и Яковера (их Хмельницкий попросил из проекта еще летом прошлого года) и запуску бесплатной школы программирования Василий сумел “забить Мике баки”. А теперь, дети, объясните почему в Украине так не любят нуворишей и заведомо относятся к ним с подозрением?