02.09.20

Клиповое мышление

"Эволюция мышления", то, что сейчас принято называть гиперактивностью и расстройством внимания, на самом деле новая форма восприятия действительности, которая в недалеком будущем станет доминирующей. Пошівка разбиралпсь, как человеческая психика адаптируется к условиям постоянных информационных перегрузок

"Если хотите, чтобы незнакомые люди внимательно вас слушали, сократите свое сообщение до двух с половиной минут". Этот совет Криса Хьюза, озвученный в нескольких его публичных выступлениях, в наше время считается универсальным рецептом успешной агитации. Один из основателей Facebook в 2007 году ушел из компании, чтобы возглавить социально-информационное направление в предвыборном штабе Барака Обамы. Предыдущий президент США продержался два срока, и в обеих победных кампаниях за агитацию отвечал Хьюз, так что в эффективности его методов сомнений нет. 

Если верить результатам исследований, недавно опубликованным в журнале Psychology today, за годы, прошедшие после последней электоральной победы Обамы, коммуникативное значение коротких сообщений возросло. Информационный поток, изливающийся на современного человека, становится более интенсивным, так что времени на каждую тему в отдельности остается все меньше.

Ускоряющийся ритм жизни постепенно меняет нормы социального поведения. Общепринятые формы вежливости упрощаются. Наши обращения друг к другу становятся лаконичнее. 

Каких-нибудь десять лет назад отвлекаться на посторонние дела во время беседы считалось неприличным. Когда возникала необходимость прервать диалог, чтобы ответить на срочный звонок или сообщение, за это извинялись. В противном случае такие действия расценивали как проявление пренебрежительного отношения к собеседнику. Сегодня одновременное ведение нескольких не связанных между собой диалогов — новая норма. По умолчанию предполагается, что человек, получивший наше сообщение в каком-нибудь мессенджере, в то же самое время может переписываться с другими людьми. Поэтому, если мы особо не подчеркнули срочность вопроса, не принято жаловаться, что ответ пришел не сразу.

Нарушением правил приличия теперь считаются телефонные звонки без предварительной договоренности. Современный этикет требует сперва отправить сообщение, уточняющее, в котором часу ваш собеседник готов поговорить, в основном потому, что во время телефонного разговора ему придется уделять внимание только вам, а такая эксклюзивность в наши дни считается едва ли не роскошью.

Клиповое мышление


Изменения, происходящие в коммуникативном поведении современных людей, как правило, связывают с распространением смартфонов. Когда читаешь с экрана телефона, хочется, чтобы сообщение было покороче и попроще. Однако Бернт Братсберг, эксперт Центра экономических исследований им. Рагнара Фриша в Осло, считает, что гаджеты — не более чем очередной катализатор развития гораздо более давнего тренда.

Еще в 1990-х социологи и психологи заговорили о формировании "клипового мышления". Сформулировал это понятие американец Элвин Тоффлер, один из авторов концепции постиндустриального общества. Он писал о культуре будущего, основанной на "бесконечном мелькании информационных отрезков", и подчеркивал, что такая подача подходит людям "соответствующего склада ума". Позднее профессор Федор Гиренок дал определение такому складу ума. По его словам, клиповое мышление реагирует только на "ударные сообщения".

Человека с таким типом мышления трудно вовлечь в продолжительную дискуссию. Он довольно быстро теряет интерес к теме, делает выводы по первому впечатлению и не склонен вникать в детали. Обладатель системного мышления стремится выстроить в своем сознании некую комплексную картину мира. Соотносит с ней каждый новый факт или аргумент и именно так оценивает его важность. Для клипового мышления значимо то, что эффектно. Комплексная картина — не в приоритете, ее может не быть вовсе. Важны фрагментарные образы, появляющиеся здесь и сейчас. Причем чем они ярче, тем важнее.

В детстве мы все начинаем с клипового мышления, которое, по сути, предполагает лишь поверхностную обработку информации. Взрослея, учимся мыслить системно, развиваем навыки концентрации внимания, сопоставляем и анализируем информацию, полученную в разные периоды, мысленно сводим вместе разные фрагментарные образы, которые могут гармонировать или диссонировать между собой. Теоретически эти изменения должны происходить в подростковом возрасте, тогда в студенческие годы мы уже "заточены" на продолжительное и углубленное изучение важных для нас предметов. Собственно, в 1990-х психологи, работающие в сфере образования, констатировали стремительное увеличение числа людей, которые, взрослея, сохраняли признаки клипового мышления. Так возник вопрос о корректировке программ учебных заведений и разработке новых методик обучения и воспитания.

Необходимо приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни.
Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Клиповое мышление — не диагноз, а вынужденное явление в эпоху информационных технологий.

Молодежь выросшиая в эпоху высоких технологий, по-другому смотрит на мир. Их восприятие - не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление.

Клиповое мышление для старшего поколения - синоним оболваненной молодежи, не читающей серьезной литературы, особо ни о чем не задумывающейся. Клип - "фрагмент, обрывок". По сути то, что можно полноценно оценить только в контексте. 

Началось все с фрагментарной видеонарезки, иллюстрирующей музыкальные произведения, когда за три минуты требуется показать целую историю или даже жизнь. Тут невольно приходится оперировать образами, символами, чтобы продукт легко усваивался. Такой способ познания стал востребован с момента, когда на нас обрушился шквал информации. По статистике, каждые два года ее объем в Сети увеличивается в два раза, да и это время стремительно сокращается. Чтобы избежать перегрузок, мозг вынужден "хитрить": он выбирает из всего объема только важные, на его взгляд, фрагменты, часть которых потом за ненадобностью выбрасывает. Если бы человек детально анализировал все, его мозг просто взорвался бы. Нам достаточно взглянуть на картинку с минимумом текста, и все становится понятно. Аналитики любого электронного СМИ скажут: если посетитель задержал внимание на тексте свыше двух минут, это рекорд, значит, он прочитал нечто "невообразимо серьезное".

Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового - людьми экрана.

Для них характерна очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то - в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель - скорость.

Книги читают все меньше. Век массовой книги подходит к концу. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: «не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф». Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

Клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно. Это направление цивилизации.

Наш организм приспосабливается к любому изменению внешней среды, в том числе и к огромному потоку информации, поэтому мозг просто вынужден так реагировать, у него нет выбора. Удивительно, но по сути человек начинает мыслить так, как созданная им же техника, он копирует аналоговые системы: выбирает информацию по ключевым словам, тегам, символам. А если не находит, это ставит его в тупик, он считает задачу невыполненной. С одной стороны, в таком типе мышления ничего катастрофического нет, но у людей остается все меньше времени на осмысление, анализ. В бурном информационном потоке навык рефлексии, далеко не самый нужный, постепенно утрачивается. В результате в сложный момент человеку трудно принять решение. Никакой Google не скажет ему, как жить дальше.
 
У клипового мышления есть положительные и отрицательные стороны. Оно формирует отличную реакцию, позволяющую моментально реагировать на события, делать несколько дел сразу: писать реферат, например, слушать музыку, переписываться в мессенджерах и в то же время пить кофе с пирожками. Человек молниеносно переключает внимание с одного объекта на другой. Клиповое мышление побуждает нас искать и поглощать все новую и новую информацию, необходимую для развития интеллекта. Но среди самых главных его минусов ученые называют снижение способности анализировать, сопоставлять информацию, факты. Зачем - когда на все вопросы ответят поисковые системы? При возникновении простейшей задачи человек начинает "гуглить" и все чаще берет на веру то, что ему выдает компьютер.

Постепенно утрачивается способность критически мыслить. А это тот навык, без которого очень сложно в повседневной жизни. Люди могут стать жертвами, например, микрофинансовых организаций, деструктивных религиозных культов - вообще любых структур, способных затуманить сознание, потому что такими личностями легко манипулировать. Чтобы трезво смотреть на вещи, дать твердый ответ: "нет, все не так", человек должен уметь рефлексировать, выстраивать сложные логические связи. А как это сделать, если он привык мыслить в формате "вопрос-ответ"?

Человек меняется на глазах. Изобретенные нами же технологии меняют мышление, способы общения. Все меньше, например, востребован невербальный способ общения, когда мы выражаем чувства жестами, мимикой.

Плюсы и минусы клипового мышления
Плюсы
• Формирует быстроту реакции.
• Учит решать несколько задач сразу.
• Защищает от информационной перегрузки.
• Порождает жажду информации, развивая интеллект.
Минусы
• Снижает способность анализировать.
• Снижает концентрацию внимания.
• Людьми легче манипулировать.
• Притупляет способность сопереживать.

На смену клиповому мышлению приходит "сериальное»


По мнению Георгия Почепцова, которое он развивает в статье Карточный домик, на смену клиповому мышлению приходит "сериальное». Общество потребления перешло на новый этап.

Беспорядочность клипового мышления, умноженная на уровень стресса, взывает к порядку, который мы находим в сериалах. Дело в том, что сериальный мир, в отличие от клипового, упорядочен, целостен, системен. Более того, пришедшийся вам по вкусу сериал - это одновременно курс потребительской философии, набор подтверждающих ее фактов, жизненных мудростей и ориентиров, а также прямое руководство к действию.

Очевидно, объем информации вокруг нас будет увеличиваться. Это значит, что клиповое мышление уже в краткосрочной перспективе будет проигрывать сериальному, а это в свою очередь приводит нас к тому, что преимуществом будут обладать те бренды, которые смогут обеспечить сторителлинг не в рамках флайта рекламной кампании, а в рамках постоянного общения с потребителем.

Сравните клиповую парадигму "Жити по-новому - Армія. Мова. Віра - Кандидатів багато, президент - один. - За НАТО та ЄС" с совершенно новым стилем Слуги народа, который общается с избирателем непрерывно, вовлекая его в новые и новые эпизоды. Та же драма "сериал против клипа" разворачивалась в противостоянии Хиллари и Трампа, где мир классической старой политики пал под натиском сериала про американскую мечту.

Клиповое мышление – это мышление, которое отказывается от рассуждения.
Все объясняется характером мышления наших избирателей: оно клиповое, а не причинно-следственное.

Сериал уверенно побеждает клип. Знаете, в чем главное отличие клипа от сериала? Клип – это законченное произведение, импульс. А в сериале каждый новый эпизод заставляет тебя ждать продолжения, желать получить новый кусочек сюжета.

Мы живем в ситуации многоканальности. Информация поступает очень быстро, 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Невозможность контролировать каналы, приводит к кристаллизации, прозрачности процессов. При этом уровень роста технической оснащенности, не приводит к росту восприятия контента. Клиповое мышление заменяет аналитику. Избиратель всего 20 лет назад был намного рациональнее, сегодняшнего.

За многочисленными переменами вырисовывается вполне явный тренд: преимущества будут получать бренды, способные постоянно генерировать новости, поддерживать сериальный формат общения с потребителем. Каждая кампания – это новость: о продукте, бренде, менеджменте, проекте, социальной кампании, что угодно, но главное – новый элемент в бесконечной драматичной цепочке привлекающих внимание сюжетов. Бренды станут, если угодно, новостными агентствами, где громкие заголовки и уникальные сюжеты борются за внимание потребителя. Вышел на первой полосе – сорвал больше аплодисментов. Выпал из пула – о тебе просто забыли.

Почему выиграл Трамп

Пиши короче, еще короче… Не, пять тысяч знаков — это много, это непереносимо, это вырви глаз, кто же столько на одном месте усидит, текст должен быть тысячу знаков максимум, люди разучились долго читать. Вообще, знаешь, лучше видео, уже никто ничего не читает, да, видео лучше, но короткое, не больше минуты, и лучше приколы, чтобы обезьяна кошку за хвост таскала...

Почему стала возможной такая фигура, как Трамп? Тут есть два момента.

Первый. Даже терпению американцев наступает предел, потому что ихний истеблишмент и евойный дискурс о политкорректности всех уже достали. Достала система. И на фоне этой системы Трамп выглядит человечным. Он несистемный.

Но ведь сама система вдруг выдала запрос на Трампа. Видимо, в надежде хоть как-то обновиться — через катастрофу. Иначе бы он не прошел он праймериз республиканского консервативного электората. А именно он в этом качестве оказался созвучен именно республиканскому электорату. Когда американцы говорят, что всю жизнь наблюдают, как клинтоны, кеннеди и буши сменяют друг друга на посту главы государства, у них получаются стихи и слагаются песни (см. у Аполлона Майкова про то, как несколько богатых семей владеют родиной моей и так далее)...

И вот оно, протестное голосование!

Как говорят в народе, пей, кури, жри строительную пену, спи в костюме пчелы. Иди против системы!

Мышления в клипах не бывает. Мышление — это то, что в словах, и то, что длится. Иначе оно что-то другое.

Помните известное: «Мысль изреченная есть ложь». Философы съели умницу Тютчева с потрохами: мысли вне слов не бывает, говорят. Если задуматься, что такое «клиповое мышление», с которым мы все свыклись, то выйдет, что это не просто такое мышление современное, а полное расчеловечивание.

Смотрим справку. Что отличает «клиповое мышление»? Человек не способен долго концентрироваться на информации, у человека заметно снижается способность к анализу, человек становится податлив к манипуляциям и влиянию, у человека ослаблено чувство сопереживания, человек нацелен на получение мгновенных ответов и впадает в жесточайшую фрустрацию, если ответ сразу не получен. Ок. Зато оно защищает мозг от информационной перегрузки и ускоряет реакцию. Тоже ок. Но что это за набор утерянных черт? А это как раз и есть то, что отличает человека. Способность к анализу и способность к сопереживанию.

Оглянемся же на плоды это «мышления». Заметили, что анекдота больше нет? Пропал этот формат шутки. Сейчас шутка выглядит как картинка с подписью. Потому что анекдот (то, что раньше казалось плебейским, казенным юмором, разрушителем общения, и всякие литературные снобы им брезговали) — это полноценная история с началом, кульминацией и финалом. А современный человек не в состоянии рассказывать истории.

Заметили, что сегодня мода на короткометражные фильмы? Что такое была короткометражка раньше? Это учебный фильм ученика киношколы, который еще не умеет рассказывать полноценную историю. Сегодня полуторачасовой киносеанс часто состоит из серии десятиминуток разных форматов. Очень популярны фестивали короткометражек.

А что случилось с институтом репутации? Ах, ах! Куда она делась? Само понятие репутации в корне изменилось. Нельзя сказать, что оно полностью разрушено. Было б разрушено, не долбали бы они друг друга компроматами с такой силой. Но что такое репутация? Это то, что длится. Это последовательность твоих значимых действий в течение жизни, которая регулярно подтверждает твои качества.

Позавчера репутация — это последовательность действий твоих предков. Вчера репутация — это последовательность твоих действий в течение жизни. Сегодня репутация — это удача при создании отдельной эффектной картинки. Эволюция!
Как было раньше? «Я — благороден!» И этим все сказано. Что такое: я благороден? То, что благородными были мои предки. Но так долго сосредотачивать внимание стало сложно.

В сегодняшнем обществе клипового сознания репутация — это удачная визуализация твоих утверждаемых качеств. Но настоящая репутация — та, что в динамике. Иначе каждый политик нас убедит, что он сейчас самый белый и пушистый.

Общество не в состоянии воспринимать длящееся. Оно воспринимает дискретность за данность. Трамп абсолютно безразличен к тому, насколько правдивы его заявления. И в этом он совершенно прав. Его переспрашивают, точно ли он уверен в том, что Обама сам создал ИГИЛ, и он с уверенностью продолжает: ну да, именно Обама сам и создал. Потому что никто не удержит в памяти, что кто когда сказал. Какая разница, что такое правда и ложь.

Чтобы отличать правду ото лжи, надо знать историю, уметь быть сосредоточенным и внимательно следить за событиями и их последовательностью. Правда — это тоже длящееся.

Скандал, пожар! Трамп назвал женщину пусей. Все, его зароют, сказали умные политологи. И ошиблись. Потому что умные последнее время что-то постоянно ошибаются.