Создание механизма выплаты репарации будет идти очень долго.
Ни Международный суд, ни Международный уголовный трибунал, ни Европейский суд по правам человека не могут заставить Россию выплачивать Украине репарации. Об этом пишет издание The Guardian, ссылаясь на доклад британского аналитического центра "Ceasefire".
В публикации говорится, что этот доклад - одно из первых подробных исследований того, как могут работать репарации для Украины. В нём информация о том, что в создании глобального механизма, требующего от России выплаты компенсаций, пока нет прогресса.
Невыясненным остаётся и вопрос о том, какая институция теоретически могла бы присудить России выплату репараций.
"В отчете делается вывод о том, что, по разным причинам, ни Международный суд, ни Международный уголовный трибунал, ни Европейский суд по правам человека не в состоянии в ближайшее время присудить компенсацию в объеме и масштабе, которых требует конфликт в Украине", - пишет The Guardian.
Авторы доклада предположили, что создать специальный следственный орган могла бы Генеральная ассамблея ООН, как это было в случае с Сирией. Но учитывая статус России как члена Совета безопасности ООН и обладателя право вето, такая идея выглядит нереализуемой.
"Юридическое обязательство по выплате репараций стало бы для России тяжёлым бременем, но разумеется, она не будет платить их по доброй воле", - констатируют авторы доклада, давая понять, что механизмы принуждения России к выплате репараций, в настоящий момент, отсутствуют.
Как сказала заместитель министра юстиции Украины Ирина Мудрая, в Минюсте создана рабочая группа для создания нового механизма возмещения ущерба, причиненного незаконным вооруженным вторжением России в Украину.
«Такой механизм будет предусматривать создание для Украины международной комиссии по рассмотрению претензий, которая имела бы юрисдикцию рассматривать претензии физических, юридических лиц и государств по поводу убытков, причиненных вторжением России в Украину. Также будет создавать компенсационный фонд, финансируемый за счет активов России и связанных лиц, арестованных или предоставленных для ареста в юрисдикциях государств-участников, из которого будут удовлетворены решения международной комиссии по рассмотрению претензий. В конце концов, механизм будет предусматривать средства обеспечения выполнения решений комиссии национальными судами государств-участников и адресовать среди прочего вопрос ограничения суверенных иммунитетов России и ее активов из-за ее грубых нарушений международного права», - добавила Мудрая.
Говоря о сроках внедрения такого механизма, заместитель министра отметила, что "это довольно длительный процесс".