24.04.22

В Измаиле необходимо срочно провести процесс дерашизации названий улиц

Нападение России на Украину указало на потребность деколонизации и дерашизации нашей страны  Об этом начали регулярно говорить в соцсетях. Это касается и названий улиц. Особенно на Юге Украины, особенно в Измаиле. 

Улиц названных в честь посредственных российских деятелей культуры хоть пруд пруди. Но почему-то нет улиц Сервантеса, Гете, Байрона или Гюго. 

После второго прихода советской власти в Буджак в 1944 г. насаждается старая российская имперская парадигма, что история Измаила начинается только после присоединения его к России в конце XVIII в. Отвергается турецкое прошлое города, нивелируется как буржуазная румынская история Измаила. Говорится об основании города в 1812 г. М. Тучковым. В конце концов восстанавливается культ А. Суворова как «великого полководца, освободителя и благодетеля для порабощенных турками народов». Обратите внимание! Идея поставить ему памятник и основать музей в городе датируется фактически годами Первой мировой войны, когда Измаил был в составе Российской империи. Во второй раз, сразу после возвращения советской власти в результате завершения Второй мировой войны. В 1945 г. открыт памятник Суворову. Улица королевы Марии стала проспектом Суворова, а в 1947 г. открылся музей Суворова. Таким образом, в советскую действительность так называемой Бессарабии (кстати, части Украинской ССР) монтируется российская идентичность.

Читайте также: В Измаиле предлагают переименовать музей Суворова в "Музей российской оккупации" и выбросить из города его памятник

На самом деле генералиссимус Суворов прекрасно вписывается в русскую имперскую модель, как генералы Шойгу, Герасимов или «мясник» Дворников в новую русскую путинскую. Он добросовестно выполнял распоряжение Центра. В 1769-1770 годах Суворов – командующий бригадой, брошенной Петербургом для ликвидации Барской конфедерации, выступившей против ставленника Екатерины II, польского короля Станислава-Августа Понятовского и вмешательства Российской империи во внутренние дела Речи Посполитой. Параллельно он участвует в подавлении Колиивщины – казацко-крестьянского восстания на Правобережной Украине 1768-1769-го. 

В 1778 году командующий Крымским корпусом Суворов осуществляет депортацию крымских греков в степи Приазовья. На новом месте поселения в азовской степи около половины крымских переселенцев не пережили первую же зиму 1778-1779 годов. В 1782-м Суворов — командующий русским корпусом на Кубани, направленный на подавление антиханского (читай антироссийского) восстания на Кубани и «принуждение к миру» ногайцев. Уже через год Суворов «блестяще» осуществляет депортацию остатков (после совершенных им нескольких гибридных военно-карательных поправок) ногайской орды — народа, населявшего в XVIII веке земли Северного Причерноморья, в том числе и территории южных областей современной Украины, — «вглубь империи» В 1794 г. возглавляемый Суворовым русский карательный корпус подавляет польское освободительное восстание во главе с Тадеушем Костюшко, которого поляки и белорусы считают своим национальным героем. К тому времени уже князь получает за это фельдмаршальский жезл, бриллиантовый бант на шляпу (за взятие Крупчиц и Бреста) и владение Кобринский ключ с семью тысячами крепостных душ (см. Б. Короленко. Алєксандр Суворов. Примара імперії // Український тиждень. № 26 (606) від 26 червня 2019 р.).

Читайте также: Новый взгляд на «штурм крепости Измаил»

Поэтому в условиях российско-украинской войны, особенно российского вторжения 2022 года следует отсечь эту пуповину. Новая идентичность должна базироваться на том, что представители разных народов, проживающих на территории Украины – украинцы, россияне (в том числе многочисленные в крае старообрядцы), болгары, молдаване, гагаузы и другие – совместно отстояли свою свободу, независимость, человеческое достоинство от посягательства. озверевшего оккупанта, который убивает детей, насилует женщин, издевается над стариками.

Понятно, что многим жителям Измаила сложно принять украинский национальный дискурс ХХ ст., однако в Измаиле ДОЛЖНЫ быть улицы Героев, которые отстаивают свободу Украины, которые отстаивают Украинский Юг, которые не позволили создать вожделенную для коллаборантов Бессарабскую народную республику. Потому что такая республика ничем не отличалась бы от деградирующего Донбасса, Приднестровья или Абхазии. И помидоры здесь никто бы не выращивал, и рыбку забирали бы оккупанты. Первым признаком того, что патриотические силы Измаила это понимают, есть улица генерала Момота, которая появилась на волне декоммунизации. В течение некоторого времени он возглавлял Измаильский погранотряд и погиб на Донбассе.

Теперь пора изменить название проспекта Суворова. Главная магистраль Измаила вместо имени Суворова, являвшегося инструментом в порабощении народов, должна получить имя украинских героев, оказавших ожесточенное сопротивление тем, кто хотел и хочет поработить нас и других.

Крайне важно не отдавать процесс дерашизации названий улиц в Измаиле в руки продажных чиновников.  В городе необходимо создать инициативную группу, которая внесет Городскому совету предложения по переименованию проспектов и улиц. Нет сомнений, что скоро в городе появятся улицы и проспекты в честь Героев Мариуполя, Защитников Харькова, отдельных воинов, ставших Героями Украины. (Кстати! Из села Долинское, бывшего Ренийского, теперь Измаильского района, происходит Герой Украины, военный летчик, молдаванин Степан Чобану, погибший в первые дни войны. Одна из центральных улиц – например Кутузова, ДОЛЖНА получить его имя). А Измаил МОЖЕТ быть первым городом, который инициирует этот тренд.