Даже в фильмах Гайдая, нарочито ярко-французских и эксцентрических комедиях, вписаны типичные советские герои и даны императивы на соблюдение праведной советской жизни. Цветастые комедии, такие визуально не советские, несут в себе пропагандистский заряд.
Кажется, что сейчас на экран выбежит Луи де Фюнес, но выбегает затюканный жизнью Шурик, за которым гонится тунеядец, но все же такой свой советский мужик Федя, у которого жена и дети, и которого срочно нужно перевоспитать.
Почему Шурик всегда побеждает? Потому что он студент-отличник, скромный и находчивый парень, применяющий смекалку для борьбы с врагами социалистического строя - дебоширами и тунеядцами. Потому что все должны жить и работать в рамках государственного механизма.
Почему "самогонщики" проигрывают? Потому что только СССР имеет право производить и продавать спиртные напитки, а частное предпринимательство - враг советского строя, буржуазный пережиток и американщина.
Почему простой русский мужик говорит фразу "шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты"? Потому что советский человек с утра может выпить только сладкий чай с бутербродом с докторской колбасой. Потому что мужики должны пить водку в строго установленные время и место.
Почему деньги и рестораны могут разрушить простую советскую семью Семена Горбункова? Потому что советские люди не ездят в булочную на такси. Потому что рабочий класс стабильно должен находиться в очерченных рамках своего стойла и не высовываться.
Положительные герои у Гайдая однозначные и прямоугольные - отличники, скромники, строго живущие по указанным правилам. Они всегда конформные, удобные системе.
Отрицательные герои - всегда индивидуальности. Они предприниматели. Продают петушки на рынке, производят самогон, изобретают способы капиталистического обогащения. Гайдай называет своих "капиталистов" обидными прозвищами: Трус, Балбес, Козодоев.
Придумывает для них не советские профессии и гадкие характеры. Например, модель Козодоев или спекулянт (предприниматель) Мурашко.
Гайдай реализовывал пропагандистские задачи Кремля через массовую культуру. До сих пор его фильмы несут идею ностальгии о "тех временах, и той нашей культуре".
Эта идея до сих пор является фундаментальной в пропаганде Кремля.
Сергей Дидковский
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ложь, уродство и цинизм русской пропаганды