27.12.19

Франко-польский Мадагаскарский план 1935-39 гг. и другие проекты переселения европейских евреев


20 декабря на неформальном саммите СНГ и 24 декабря на заседании коллегии Министерства обороны В.Путин внезапно заговорил о «планах германских нацистов по выселению евреев в Африку» и о реакции на эти планы посла предвоенной Польши в Германии Юзефа Липского. Подчеркнутая театральность реакции Путина на собственные рассказы привлекла внимание общественности. То, что Путин в очередной раз дезинформировал граждан, – не новость. Почему он это сделал – тема отдельного текста. А сейчас – краткое изложение того, что было на самом деле.

Путин, 20 декабря:
Донесение посла Польши в Германии Йозефа Липски министру иностранных дел Юзефу Беку от 20 сентября 1938 года… Он вел беседу с Гитлером, и вот что он пишет об этом, польский посол своему министру иностранных дел… Из других высказываний фюрера следовало, что его осенила мысль о решении еврейской проблемы путем миграции в колонии в согласии с Польшей, Венгрией, а может быть, и Румынией. Гитлер предлагал выслать евреев из европейских стран для начала в Африку. Но не просто выслать, отправить их фактически на вымирание. Понимаем, что имелось в виду под колониями в 1938 году. На вымирание. Это первый шаг к геноциду, к уничтожению еврейского народа и к тому, что мы сегодня называем «холокостом».
Что же ответил на это польский представитель и что он написал в этой связи своему министру иностранных дел, видимо, рассчитывая на взаимопонимание и на одобрение. «Я (то есть посол Польши в Германии) ответил (это он пишет своему министру иностранных дел), что если это произойдет, если это найдет свое разрешение, мы поставим ему (Гитлеру) прекрасный памятник в Варшаве». Да.
Выдержка из уже упомянутой беседы Адольфа Гитлера с мининдел Польши Беком 5 января 1939 года. В ней фюрер говорит: «Дальнейшим вопросом, в котором у Германии и Польши есть совместные интересы, является еврейская проблема. Он (фюрер) преисполнен твердой решимости выбросить евреев из Германии. Сейчас им еще будет позволено захватить с собой часть своего имущества. При этом они наверняка увезут с собой из Германии больше, чем они имели, когда поселились в этой стране. Но чем больше они будут тянуть с эмиграцией, тем меньше имущества они смогут взять с собой».
Это что такое вообще? Что это за люди? Кто они такие? И у меня складывается впечатление, что этого не только не хотят знать в сегодняшней Европе, а что это сознательно замалчивают, пытаясь переложить вину, в том числе за развязывание Второй мировой войны с нацистов на коммунистов.
Путин, 24 декабря:
Что меня, честно говоря, задело, я вам честно скажу, это как обсуждали Гитлер и официальные представители той же Польши так называемый «еврейский вопрос». Гитлер сообщил Министру иностранных дел, а потом послу Польши в Германии, прямо сказал, что у него есть идея выслать евреев в Африку, в колонии. Представляете, 1938 год, выслать евреев из Европы в Африку. На вымирание. На уничтожение. На что посол Польши ему ответил, а потом это записал в своей докладной бумаге Министру иностранных дел Польши господину Беку: «Когда я это услышал, – пишет он, – я ему ответил (фюреру он ответил, ГитлерЧИу), если он это сделает, мы поставим ему великолепный памятник в Варшаве». Сволочь, свинья антисемитская – по-другому сказать нельзя. Он полностью солидаризировался с Гитлером в его антиеврейских, антисемитских настроениях и, более того, за издевательства над еврейским народом обещал поставить ему памятник в Варшаве. И пишет он своему патрону, Министру иностранных дел, видимо, в расчете на поощрение. Так бы просто не стал писать.
Как было на самом деле?

Корень проблемы
Сама формулировка «еврейский вопрос» появилась в Европе во второй половине 18-го века как следствие роста национализма, отрицавшего возможность беспроблемной интеграции/ ассимиляции еврейского населения в национальные государства, во многом формировавшиеся по этническому признаку. Еврейский вопрос стал предметом общеевропейской дискуссии с началом дела Альфреда Дрейфуса в 1894 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как Гитлер со Сталиным Европу поделили

Острота еврейского вопроса была усугублена государственным антисемитизмом в Российской империи, отягощенным регулярными массовыми погромами. Обер-прокурор Синода К.Победоносцев так формулировал цель рекомендованной им государственной антисемитской программы: «Одна треть вымрет, одна выселится, одна треть бесследно растворится в окружающем населении».

В Кишиневском погроме 1903 года было убито 48 евреев. В погромах 1905 года было убито: в Орше – более 30, Симферополе – более 40, Минске – 54, Екатеринославе – 67, Ростове-на-Дону – более 150, в Одессе – более 400, всего – более 2500 евреев. Всего погромы произошли в 64 городах и 626 городках Российской империи.

Реакцией на еврейские погромы стало энергичное формирование организаций еврейской самообороны, еврейских политических партий, а также массовая эмиграция евреев с территории Российской империи. С 1881 г. до начала Первой мировой войны в 1914 г. Российскую империю покинули более двух с половиной миллионов российских евреев, что стало одной из крупнейших миграционных волн в мировой истории.

Идея Теодора Герцля – государственный очаг для еврейского народа
Идею создания независимого государства, способного обеспечить безопасное убежище/жилище для еврейского народа, выдвинул в своей книге 1896 года «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat) основоположник идеологии политического сионизма Теодор Герцль. В своей книге Герцль предложил, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или же ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно было быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство должно проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, а также международными гарантиями.

Со времени появления книги Т.Герцля в 1896 г. до образования Государства Израиль 14 мая 1948 г. были выдвинуты, обсуждались и частично были реализованы несколько идей убежища для еврейского народа.

Проект Британская Уганда, 1903-1905 гг.
14 августа 1903 года британский министр колоний Джозеф Чемберлен предложил Герцлю программу расселения евреев на территории британской Уганды (нынешняя территория Кении). Было выделено 13 тыс. кв.км на плато Мау (от 1000 до 3000 метров над уровнем моря, включая крупнейший лесной массив восточной Африки Мау) с мягким средиземноморским климатом, пригодным для проживания переселенцев из Европы. Вследствие кишинёвского погрома и потока еврейских беженцев в Западную Европу англичане видели в проекте возможность предоставления убежища десяткам тысяч переселенцев из России.


Проект вызвал жесточайшие споры на 6-м сионистском конгрессе между сторонниками проекта и его оппонентами. Герцль поддержал идею, надеясь на установление более близких отношений с британским правительством и на его содействие в деле создания еврейских поселений в Эль-Арише и в Палестине. Большинство сионистов России во главе с Иехиэлем Членовым и Менахемом Усышкиным выступили против этого плана. Российская делегация в знак протеста покинула заседания конгресса. В конечном итоге план был принят 295 поддержавшими, 172 проголосовавшими против при 132 воздержавшихся.

Было решено послать комиссию в Уганду для исследования местности и принятия практических решений о создании на этой территории еврейского государства. В комиссию вошли 3 человека — Нахум Вильбушевич от сионистов Палестины и представители сионистов Англии и Восточной Европы Хайль Хабрунс и Альфред Кайзер. Комиссия большинством голосов пришла к выводу, что территория непригодна для расселения евреев, и уже на 7-м конгрессе сионистское движение отклонило этот план. Британское правительство также отказалось от этой идеи.

Крымский проект, 1924-1944 гг.
Автором идеи еврейской колонизации Крыма считается директор русского отдела американской благотворительной организации «Джойнт» Иосиф Розен. Официально она была выдвинута журналистом Абрамом Брагиным и заместителем наркома по делам национальностей СССР Григорием Бройдо. В дальнейшем Брагин в соавторстве с Михаилом Кольцовым в 1924 году выпустил книгу «Судьба еврейских масс в СССР», в которой они пропагандировали идею создания еврейского земледельческого центра.

В декабре 1923 года решением Политбюро ЦК ВКП(б) была создана специальная комиссия под руководством зампреда СНК СССР Александра Цюрупы для рассмотрения этого вопроса. Идею поддержали Троцкий, Каменев, Бухарин, Калинин, Чичерин, другие коммунистические лидеры. Самым активным сторонником и пропагандистом крымского проекта в СССР стал Юрий Ларин.

21 июля 1924 года для реализации проекта в СССР была создана Американская еврейская агрономическая корпорация «Агро-Джойнт». Ее руководитель Розен обещал выделение 15 млн долларов США взамен на прекращение гонений сионизма, иудаизма, ивритской культуры в СССР. Договор с «Агро-Джойнтом» был подписан в декабре 1924 года. 31 декабря 1927 года был заключён новый трёхлетний договор, 15 февраля 1929 года он был продлён до 1953 года. «Агро-Джойнт» обязался предоставить СССР кредит на 9 млн долларов на 17 лет под 5% годовых плюс безвозмездную помощь на ещё большую сумму.

В 1921 году численность еврейского населения Крыма составляла 50 043 человек, в 1923 году в Крыму проживали 39 815 евреев и 5688 караимов. С весны 1925 года началось организованное переселение при поддержке «Агро-Джойнта». К 1933 году в еврейских поселениях Крыма проживало около пяти тысяч семей — всего 20—22 тыс. человек.

13 октября 1930 года был создан Фрайдорфский еврейский национальный район площадью 240 тыс. га. Общая численность населения района составила около 30 тысяч человек, из них евреев около 35%. В 1935 году в Крыму был образован ещё один еврейский национальный район — Лариндорфский. Коренное еврейское население Крыма почти не участвовало в создании еврейских сельскохозяйственных поселений. С 1932 года начался упадок еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму. К 1941 году в 86 еврейских колхозах жило и работало примерно 17 тыс. чел.

Свёртывание крымского проекта началось в 1927 году, поначалу крайне осторожно, чтобы не лишиться финансовых поступлений от «Агро-Джойнта». Летом 1943 года во время поездки в США члены Еврейского антифашистского комитета Соломон Михоэлс и Ицик Фефер по поручению Вячеслава Молотова вели переговоры о материальной поддержке еврейского переселения в Крым после изгнания оттуда нацистов. Согласие взять на себя частичное финансирование такого проекта дал американский сионист Д.Розенберг.

15 февраля 1944 года Михоэлс, Фефер и Шахно Эпштейн направили Сталину письмо с предложением создать в Крыму Еврейскую советскую социалистическую республику. Письмо редактировал Соломон Лозовский. Предложение не нашло поддержки у советского руководства и стало одной из причин ухудшения его отношения к ЕАК, который, по мнению кураторов из ЦК ВКП(б), занимался не тем, для чего его создавали.

После фабрикации в 1948 году МГБ «сионистского заговора» это письмо было приобщено к делу и представлено в качестве доказательства преступных планов. Лозовский был исключён из партии с формулировкой «сговаривался за спиной ЦК ВКП(б) с антифашистским еврейским комитетом о том, как выполнить план американских капиталистических кругов по созданию в Крыму еврейского государства». Аналогичные обвинения были предъявлены арестованным членам ЕАК в 1952 году.

На октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1952 года И.Сталин заявил:
«Молотов — преданный нашему делу человек. Позови, и, я не сомневаюсь, он, не колеблясь, отдаст жизнь за партию. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков… Чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям? Это грубая политическая ошибка товарища Молотова… На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? У нас есть еврейская автономия. Разве этого недостаточно? Пусть развивается эта республика. А товарищу Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских претензий на наш Советский Крым…».
Амурский проект (Еврейская автономная область), с 1928 г.
28 марта 1928 г. ВЦИК СССР принял постановление «О присоединении Комзета к свободной территории у реки Амур на Дальнем Востоке для расселения трудящихся евреев». Первоначально новая территория была названа Биробиджанским еврейским национальным районом. Биробиджан был избран в качестве площадки для расселения евреев в основном по стратегическим причинам. В районе проживало около 30 тыс. жителей, в основном забайкальские казаки, переселенные туда царскими властями, а также корейцы, казахи, тунгусы. Власти хотели увеличить численность населения вдоль уязвимой границы с Китаем. Павел Судоплатов так писал о причинах выбора территории на Дальнем Востоке:
Создание Сталиным в 1928 году Еврейской автономной области с центром в Биробиджане преследовало цель укрепить пограничный район Дальнего Востока в качестве форпоста, а не как одолжение евреям. В этот район постоянно проникали банды китайцев и белых. Поэтому идея заключалась в том, чтобы защитить эту территорию путем создания поселений, жители которых будут враждебно настроены по отношению к белым и казакам. Статус этого региона был определен как автономный округ, а не как автономная республика, что означало, что не допускалось создания ни одного местного законодательного органа, верховного суда или правительственного поста министерского ранга. Это была автономная область, но не политический центр».
География и климат Биробиджана были суровыми: горы, покрытые непроходимой тайгой и болотами. Новый поселенец должен был начать строить свою жизнь с нуля. Чтобы сделать колонизацию более заманчивой, советское правительство разрешило частную собственность на землю. Это привело к тому, что многие неевреи поселились в области, чтобы бесплатно получить землю.

Первые 654 еврея прибыли весной 1928 года. Летом прошли проливные дожди, затопившие посевы, произошла вспышка сибирской язвы, уничтожившей скот. К октябрю 1928 года половина прибывших уехала.

7 мая 1934 г. национальный район был преобразован в Еврейскую автономную область в составе РСФСР. В 1938 году вместе с образованием Хабаровского края в его состав была включена Еврейская автономная область.

Еврейское население ЕАО достигло предвоенного пика в 20 тыс.чел. в 1937 году. По данным переписи населения 1939 года в регионе проживало 17 695 евреев (16% от общей численности населения). Еврейское население в регионе в 1948 году достигло 46–50 тыс. евреев, что составило около 25% всего населения ЕАО. С началом кампании антисемитизма и сталинских антиеврейских чисток жизнь в ЕАО стала непривлекательной.

Перепись 1959 года показала, что еврейское население ЕАО сократилось до 14 269 человек. По переписи 1989 года в ЕAO проживало уже 8 887 евреев, или 4% от общей численности населения ЕAO, составлявшей тогда 214 085 человек. Согласно переписи 2010 года в ЕAO оставалось всего лишь 1600 человек еврейского происхождения (1% от общей численности населения).

Франко-польский Мадагаскарский проект 1935-39 гг.
По окончании Первой мировой войны британская дипломатия намеревалась предоставить место для создания еврейского очага в Палестине, о чем было заявлено в Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 года. Со своей стороны французы предложили вариант острова Мадагаскар. Париж рассматривал эту идею как совместную франко-польскую, поэтому правительство Франции начало переговоры о передаче Мадагаскара Польше.

Проект переселения евреев на Мадагаскар был сформулирован в 1935 году французским министром заморских территорий Мариусом Муте, предложившим передать Польше остров Мадагаскар, являвшийся в то время французской колонией. Идею поддержал польский министр иностранных дел Юзеф Бек, создавший в 1935 году рабочую группу по решению еврейского вопроса в Польше. В состав этой рабочей группы входили Виктор Томир Дриммер, возглавлявший V департамент консульского отдела Министерства иностранных дел Польши, управляющий отделом эмиграционной политики Януш Зарыхта и заместитель последнего Ян Вагнер. 23 декабря 1936 года эта группа вынесла на правительственное обсуждение меморандум под названием «Еврейская эмиграция и колониальные вопросы».


В 1937 году Мадагаскар посетила польская правительственная комиссия под руководством майора Мечислава Лепецкого, в состав которой входили юрист Леон Альтер, руководитель польского отделения международной Ассоциации еврейской эмиграции (Jewish Emigration Association, JEAS), занимавшейся расселением евреев-беженцев из нацистской Германии, и инженер по сельскому хозяйству Шломо (Соломон) Дык из Тель-Авива, которым было поручено произвести оценку целесообразности переселения евреев на остров. В результате поездки мнения членов делегации разделились: представитель Польши, глава комиссии Мечислав Лепецкий полагал, что вполне реально переселить на Мадагаскар от 40 до 60 тысяч евреев-колонистов; напротив, члены комиссии – евреи высказывали иное мнение. Леон Альтер полагал, что на Мадагаскаре реально расселить не более 2 тысяч евреев-эмигрантов, а Шломо Дык считал, что ещё меньше.

В 1938 г. обсуждение франко-польского проекта продолжилось с участием лидеров нацистской Германии Ю.Штрайхером, Г.Герингом, А.Розенбергом, И.Риббентропом. В это время примерно 10% евреев, находившихся на территориях, контролировавшихся Германией, были польскими гражданами. Посол Польши в Германии Юзеф Липский заявил о нежелании его страны принимать их обратно, и польское правительство постановило, что владельцам польских паспортов не будет разрешено возвратиться на родину за исключением особых случаев. Когда Риббентроп поднял этот вопрос в разговоре с министром иностранных дел Франции Жоржем Бонне в декабре того же года, Бонне выразил нежелание Франции принимать новых немецких евреев и спросил, могут ли быть приняты меры для предотвращения их прибытия. Французы обдумывали, как депортировать около 10 тыс. евреев, и рассматривали Мадагаскар в качестве подходящего пункта назначения.

Германский Мадагаскарский проект 1940 г.
С оккупацией Германией сначала Польши, а затем и Франции франко-польский Мадагаскарский проект в измененном виде был взят на вооружение Третьим рейхом. При этом радикально изменилась его цель, теперь ею стало принудительное выселение всех евреев Европы на Мадагаскар.


3 июня 1940 года, незадолго до падения Франции, эту идею выдвинул Франц Радемахер, новый глава еврейского отдела МИДа Германии. Предложение предусматривало передачу Германии контроля над Мадагаскаром, тогда французской колонией, как одно из условий капитуляции Франции. 10 июля 1940 года депортация евреев в Польшу была отменена, а строительство Варшавского гетто было остановлено, поскольку на тот момент нацисты полагали, что в этом уже нет необходимости. 15 августа 1940 года с одобрения Гитлера Адольф Эйхман, глава четвертого отдела РСХА, занимавшегося еврейскими делами и эвакуацией, опубликовал меморандум, предусматривавший переселение на остров по миллиону евреев в год в течение четырех лет. В соответствии с планом после победы над Великобританией Германия должна была получить контроль над британским торговым флотом, который мог быть использован для перевозки евреев на Мадагаскар.

17 сентября 1940 года в связи с неудачами в битве люфтваффе с британскими ВВС вторжение в Великобританию было отложено на неопределенное время. Строительство гетто в Варшаве и других польских городах было возобновлено. Осуществление Мадагаскарского плана было прекращено 20 января 1942 года, когда на Ванзейской конференции «территориальный вариант решения» еврейского вопроса был заменен его «окончательным решением». В результате его осуществления за три с лишним года войны было убито 6 млн. евреев.

Приложения
1. Среднегодовая температура воздуха (в градусах Цельсия):
Накуру, плато Мау, Кения (б. Британская Уганда) – +17,5
Антсирабе (Мадагаскар) – +16,9
Тель-Авив (Израиль) – +20,3
Симферополь (Крым) – +10,8
Биробиджан (ЕАО) – +1,9

Природа Мадагаскара - царство орхидей и лемуров

2. Численность евреев на территории Российской империи, СССР, Российской Федерации, тыс. чел.:
в 1897 г. (Российская империя) – 5063
в 1989 г. (СССР) – 1449
в 1989 г. (РСФСР) – 539
в 2010 г. (Российская Федерация) – 157

3. Численность евреев на территории британской подмандатной Палестины и Израиля, тыс. чел.:
в 1922 г. – 84
в 1931 г. – 175
в 1936 г. – 384
в 1939 г. – 450
в 1945 г. – 554
в 2015 г. – 6277

4. Ю.Липский
После нападения Германии на Польшу Юзеф (это корректная транслитерация его имени на русский язык в отличие от использованной на сайте Кремля немецкой транслитерации – Йозеф) Липский выехал во Францию, где добровольцем вступил в Первую польскую гренадерскую дивизию. Окончив кадетское училище в Камп де Ктоеткудан, принял участие в войне в чине пехотного поручика. 26 июня 1941 года он был утвержден политическим секретарем в Кабинете Верховного главнокомандующего и министра по военным делам (польском правительстве в изгнании) Владислава Сикорского. Во время итальянской кампании Липский находился в армии Андерса, часто «сбегал» на передовую и был одним из первых, кто вошел в Анкону. 19 марта 1945 года в чине майора был переведен из корпуса пехотных офицеров в корпус кавалерийских офицеров. После окончания военной службы был президентом Польского клуба западных территорий в изгнании. В 1951 году эмигрировал в США, где являлся официальным представителем правительства Польши в эмиграции.

Заключение
Климатические условия в Крыму и особенно в Биробиджане являются несопоставимо более тяжелыми, чем на территориях, рассматривавшихся в рамках других проектов создания очага проживания еврейского народа.
В результате политики государственного антисемитизма и практики бытового антисемитизма численность евреев на территории нынешней России за прошедшее столетие многократно сократилась.
Численность евреев на территории Израиля, ставшего государственным очагом еврейского народа, за последнее столетие выросла примерно в 100 раз. Это мировой рекорд по росту численности населения среди независимых государств.

Германский план принудительного переселения европейских евреев в Мадагаскар существовал лишь в период между 3 июня и 17 сентября 1940 г.
Документы, процитированные В.Путиным, относятся к 20 сентября 1938 года и 5 января 1939 года. В это время германского варианта Мадагаскарского плана не существовало даже в замысле.
Телеграмма польского посла Ю.Липского от 20 сентября 1938 г. и запись беседы министра иностранных дел Польши Ю.Бека с Гитлером от 5 января 1939 г. относились не к планам Германии, а к франко-польскому Мадагаскарскому плану 1935-1939 гг.
Реализация этого плана до начала Второй мировой войны и в самом ее начале, возможно, спасла бы миллионы человеческих жизней.

Тот, кто выступает против спасения евреев, это юдофил или юдофоб?
И кто после всего этого антисемит?

Андрей Илларионов, экономист

Оригинал

Читайте також