24.08.20

Зеленский, Порошенко, Янукович: злоупотребление властью на выборах при разных президентах

Админресурс применяли на выборах все президенты Украины, но в разных формах и количестве.

В. Зеленский использует служебные поездки для агитации за «Слугу народа». Фото - Офис Президента.

В Комитете избирателей Украины (КИУ - організація утримується на гранти Сороса, - Поштівка) говорят, что жесткие случаи были при Леониде Кучме и Викторе Януковиче, зато при Викторе Ющенко и Петре Порошенко админресурс использовали несистемно. Сейчас же аналитики наблюдают возврат этого явления накануне местных выборов, отмечает Радіо Свобода. Что же заставляло украинскую власть периодически от него отказываться?

Злоупотребление админресурсом - это использование властных полномочий и ресурсов партиями или политиками в их собственных избирательных интересах.


Явление присуще практически всем странам, говорят эксперты. Например, когда чиновник использует для пиара свои должностные обязанности.

Различают такие типы админресурса: институциональный, бюджетный, силовой, регуляторный и медийный. Их мы рассмотрим на примерах из истории независимой Украины.

Впрочем, есть примеры использования мягких форм админресурса и жестких - когда была задействована вся вертикаль власти, в том числе и правоохранительные органы, отмечает председатель Комитета избирателей Украины (організація утримується на гранти Сороса) Алексей Кошель.

«Мы прослеживали админресурс с 90-х годов, когда административная вертикаль работала четко и на местном уровне именно благодаря административным рычагам очень часто делали успешные избирательные кампании. Собирали директоров школ, руководителей предприятий, давали четкое указание поговорить с работниками и так далее», - вспоминает он.

Одна из особенностей админресурса - это устроить благоприятные условия для провластного кандидата: организовать встречи с учителями, медиками, работниками предприятий и именно личные встречи является наиболее действенным инструментом на выборах, добавляет Алексей Кошель.

Жесткий админресурс

Жесткий админресурс в КИУ (організація утримується на гранти Сороса) наблюдали в 90-х годах, в начале 2000-х, в 2004 году, и в период президентства Виктора Януковича в 2010, 2012 годах.

«В 2004-м борьба развернулась между Ющенко и Януковичем, и тогда власть использовала все возможные механизмы, включая работу государственных предприятий. «Укрзализныця», перевозившая агитаторов против Ющенко, так называемых титушек», - отмечает председатель КИУ (організація утримується на гранти Сороса).

В период президентства Виктора Януковича, в частности, в 2012 году, использование админресурса снова вернулось к жестким формам. Способствовал этому и переход на избрание депутатов в Верховную Раду по смешанной системе, то есть возвращение к «мажоритарке»: провластные кандидаты получали максимально комфортные условия для агитации в регионах.

Для примера: в Киеве в 2012 году милиция задержала трех общественных активистов за распространение листовок, их обвинили в препятствовании работе милиции, позже суд оправдал этих людей.

Еще одна форма использования админресурса: бюджетная, то есть пиар за счет налогоплательщиков.

Программой «Народный бюджет» в Одесской области в 2012 году называли все, что строилось на местах за счет налогоплательщиков. Но заслугу себе присваивала только одна партия.

Мягкая форма

При президентстве Виктора Ющенко использование админресурса упало в десятки раз, отмечают аналитики.

«Факторы были, но они были минимальны. Например, для рекламных лозунгов Виктора Ющенко использовали борды рекламных агентств, которые предоставляли бесплатно; очевидно, что это была просьба, от которой невозможно отказаться. Но на фоне предшественника это были единичные факты», - вспоминает Алексей Кошель.

Системного админресурса не было и низкий показатель на выборах свидетельствует об этом, добавляет он.

В период президентства Петра Порошенко в КИУ (організація утримується на гранти Сороса) тоже наблюдали падение злоупотребления админресурсом. Это не значит, что его не было, но речь идет о несистемности и единичных фактах, замечает Кошель.

Распространенной практикой злоупотребления админресурсом в Украине остается, например, агитация в государственных и коммунальных предприятиях - в больницах, учебных заведениях или со сцены во время городского мероприятия - ко всем этим локациям доступ имеют только провластные кандидаты. О таких нарушениях регулярно сообщают в общественной организации «Опора».

К админресурсу можно отнести и выступления политиков в период предвыборной кампании перед студентами, если происходит вмешательство политиков и партий в учебный процесс.

Или так называемый «томос-тур» по стране от Петра Порошенко, который пришелся на предвыборный период, тоже причисляли к проявлениям админресурса. Он находился в поездках как президент, пользуясь должностными ресурсами, но в то же время озвучивал тезисы, которые входили в его предвыборную программу в качестве потенциального кандидата.

Что заставляло отказываться от злоупотребления админресурсом?

Это зависело, в первую очередь, от последствий двух украинских революций, убежден глава КИУ.

«Свое слово сказал Майдан, сказали избиратели, которые заняли позицию, что они хотят жить по новым принципам, по новым стандартам и по новым формам этики политической культуры», - отмечает Алексей Кошель в комментарии Радио Свобода (видання утримується на гранти Сороса).

Это зависит от настроений в обществе и непосредственно от главы государства, добавляет он.

«Две волны революции показали, что админресурс можно минимизировать и все надеялись, что мы никогда не будем уже иметь с этим проблем. Но проходит несколько лет и эта волна может вернуться. Поэтому очень важно обрубить эту болезнь на начальных стадиях», - убежден глава КИУ (організація утримується на гранти Сороса) .

Возвращение к старым методам?

Комитет избирателей Украины накануне местных выборов уже фиксирует признаки использования админресурса.

Среди этих фактов таков: Владимир Зеленский 16 июля на брифинге после съезда фракции заявил, что всех кандидатов от «Слуги народа» перед выборами проверит Служба безопасности Украины.

«У нас есть один принцип - мы не можем, действительно проследить по всей стране, но у нас есть такой принцип, что все кандидатуры будут проходить вещи, связанные с безопасностью. И от Службы безопасности мы будем просить помощь, и от других правоохранительных органов, чтобы потом не было сюрпризов», - сказал президент.

«То есть это означает, что мы, как налогоплательщики, платим деньги за то, чтобы власть работала на победу команды? Это классика административного ресурса», - объясняет А. Кошель.

Президент Украины В. Зеленский использует служебные поездки в регионы Украины для агитации за политическую партию «Слуга народа». Об этом свидетельствуют фото и видеоматериалы, обнародованные по результатам региональных поездок президента, отмечает Комитет избирателей Украины. Среди прочего В. Зеленский фактически проводил скрытую политическую агитацию во время поездок в Запорожье и Херсон.

Так, 19 августа во время рабочей поездки В. Зеленского в Запорожье и 20 августа во время поездки в Херсон на сцене, где выступал президент, имелись материалы с признаками агитационных, размещенные в пользу политической партии «Слуга народа». В. Зеленский проводил выступление на фоне баннеров с логотипом «Слуги Народа» и надписью «Зе! Местные».

Также в своих выступлениях В. Зеленский постоянно акцентировал словосочетании «Украина - это ты», что, по сообщению депутатов «Слуги Народа», является официальным избирательным лозунгом политической партии на местных выборах 2020 года.

Кроме того, участие в рабочей поездке президента в Запорожье взял министр цифровой трансформации Украины Н. Федоров, который во время мероприятия официально представил кандидата от политической партии «Слуга народа» на выборах Запорожского городского головы.

По оценке КИУ такие действия президента и Кабинета министров является проявлением использования служебных полномочий в политических целях, имеют признаки политической коррупции и злоупотребления админресурсом.

Учитывая, что финансирование рабочих поездок президента осуществляется за бюджетные средства, такие действия можно расценивать как проявление скрытой агитации за средства налогоплательщиков. По данным Единого вебпортала использования публичных средств, в среднем один региональный перелет президента стоит около 250 тыс. грн. (всего с начала августа Государственное управление делами перечислило авиакомпании "Украина" более чем 1 млн грн за перелеты В. Зеленского). При этом следует учесть, что эти цифры не учитывают значительных средств, которые государство тратит на охрану и безопасность первых лиц.

О признаки использования админресурса на официальной презентации объекта президентской программы «Большая стройка» Радио Свобода сообщало ранее.

Тогда будущая кандидат на должность мэра Киева от партии «Слуга народа» объяснила поддержку официальных лиц партийной принадлежностью, впрочем, представитель Офиса президента эту поддержку отрицал.

«Пока мы говорим о 7 фактах, и я хочу надеяться, что на этих 7 фактах мы поставим точку. Несмотря на все, отдельные примеры показывают, что новая команда до конца не уяснила, каковы их полномочия, что они могут делать, а что не могут», - подводит итоги по ситуации на сегодняшний день председатель КИУ Алексей Кошель.

Исследователи злоупотребления админресурсом отмечают: если контроль со стороны общественности слаб или отсутствует, то власть не откажется от его применения - настолько велик соблазн.

Ольга Комарова, опубликовано в издании Радіо Свобода (видання утримується на гранти Сороса)

Читайте також