21.03.21

Право формирования «темников»

Во вторник, 16 марта, в Украине начал работу Центр противодействия дезинформации. Соответствующее решение было принято на уже традиционном пятничном заседании Совета национальной безопасности и обороны 15 марта.

Как рассказал секретарь СНБО Алексей Данилов, новая структура будет размещаться в ситуационном центре аппарата СНБО в здании Офиса президента.

«В аппарате СНБО мы уже в течение года проводим такую работу, мы занимаемся этими вопросами. Сейчас будет максимальная активизация и в ежедневном режиме 24 на 7 этот центр будет работать... В центр будут привлечены представители нашего разведсообщества, соответствующие министерства и ведомства, и мы сможем предоставить отпор той дезинформации, которая есть на территории Украины со стороны Российской Федерации», — заявил секретарь СНБО.

За два дня до этого с анонсом об открытии центра выступил президент Владимир Зеленский на форуме «Украина 30. Культура. Медиа. Туризм». По словам Зеленского, он выступал в ООН с инициативой создания в Украине центра противодействия дезинформации, который в будущем должен обрести международный характер. «В ближайшее время он начнет свою работу и в будущем должен стать международным хабом противодействия дезинформации и противодействия пропаганде во всем мире», — заявил президент Украины.

Читайте также:  США пустят «в расход» всех украинских олигархов: Мешают управлять Украиной

Еще ранее, 10 февраля, создание Центра противодействия дезинформации анонсировал заместитель министра культуры и информационной политики Тарас Шевченко, и тоже во время Всеукраинского форума «Украина 30» (правда, в тот раз посвященного проблемам коронавируса): «Мы как Министерство культуры и информационной политики должны построить мощный Центр противодействия дезинформации как одно из ключевых направлений, которое должно обеспечить сотрудничество между всеми субъектами, особенно общественными, фактчекинговыми организациями, которые делают эту работу. Он должен быть площадкой для обсуждения поиска решений в борьбе с дезинформацией. Я уверен, что их можно найти очень много — новых и креативных», — заявил заместитель министра.

Почему приходится вспоминать о том заявлении Шевченко? Потому что, как оказалось, Центров противодействия дезинформации будет два. Один — при Офисе президента, другой — при Министерстве культуры и информационной политики.

Путаницу, возникшую после разных заявлений о новой структуре, разрешила народный депутат от «Слуги народа», заместитель председателя фракции Евгения Кравчук. Помимо собственно Центра противодействия дезинформации (при Офисе президента), будет функционировать Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности. И вот им-то и будет заведовать Министерство культуры и информационной политики.

«Как раз второй орган будет заниматься в том числе тем, чтобы отслеживались не только враждебные нарративы, но и создавалась коммуникация со стороны госорганов. Чтобы заполнять информационное пространство правдивой информацией и люди имели к ней доступ», — заявила Кравчук.

Иными словами, можно предположить, что Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности будет заниматься вопросами координации информационных месседжей со стороны власти, в то время как Центр противодействия дезинформации будет задействован в информационной борьбе с «внешними» оппонентами — внутри страны или за ее пределами.

В то же время есть основания полагать, что создание сразу двух информационных центров является результатом борьбы в президентском окружении — когда отдельные группы влияния не смогли прийти к компромиссу. Или же наоборот — смогли достичь консенсуса и распределить сферы ответственности (а заодно и бюджетного финансирования). Выводы можно будет делать, лишь понаблюдав обе структуры во взаимоотношении между собой, для чего, в принципе, даже не надо дожидаться их организационного оформления. И уж тем более — полноценного выполнения своих обязанностей.

Впрочем, можно предположить, что формирование этих структур не станет лишь способом «освоения» бюджетных средств. Ведь вопросы информационной политики явно находятся в фокусе внимания Офиса президента, что заметно невооруженным глазом. Желание придать им бо'льшую эффективность через централизованную структуру вполне понятно. Более того, если ориентироваться на заявление Евгении Кравчук, можно четко выделить основные направления информационной работы.

Вероятная работа Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности может заключаться в выработке единых месседжей для представителей президентской политсилы и высших чиновников. Уже не редкость, когда топ-чиновники «зеленой» команды выдают противоречивую информацию по достаточно широкому кругу вопросов. Поэтому создание единого информационного центра должно предотвратить такие публичные конфузы, негативно отражающиеся на рейтинге «Слуги народа» и лично Владимира Зеленского.

Одновременно с этим право формирования единых месседжей для президентской политсилы может стать очень ценным призом в борьбе околопрезидентских групп влияния (с учетом их противоречивых интересов).

А ввиду разобщенности президентской политсилы единые «темники» для ее представителей, одобренные почти на официальном уровне, должны стать серьезным инструментом воздействия на депутатов и приведения их в русло «линии партии».

Безусловно, кого-то из нардепов подобное ужесточение контроля может лишь подтолкнуть к принятию решения о выходе из президентской политсилы. Но пока пребывание в ней дает бонусы, перевешивающие возможный негатив, их вряд ли будет много.

«Президентский» Центр противодействия дезинформации будет направлен на «внешних» оппонентов. Как показала история с закрытием трех информационных телеканалов, понятие «дезинформации» может трактоваться достаточно широко. Новый центр, во-первых, может более четко определить критерии «дезинформации и пропаганды» (что, по идее, должно дать дополнительную легитимацию репрессивным действиям), во-вторых, позволит вести более масштабную работу по анализу содержания не только СМИ, но и отдельных блогеров и экспертов.

Все это до известной степени напоминает работу Министерства информационной политики, созданного Петром Порошенко в 2014 г. Тогда критика его работы раздавалась не только со стороны немногочисленной и слабой «бело-синей» оппозиции, но и со стороны тех самых «соросят», которые потом безболезненно перешли из команды Порошенко (впрочем, они принадлежали к ней весьма условно) в команду Зеленского. И основной претензией было как раз то, что Петр Порошенко пытался превратить министерство в персональный инструмент информвоздействия.

Поэтому вряд ли это случайность, что Владимир Зеленский публично заявляет, что украинский Центр противодействия дезинформации должен стать основой для некоей глобальной структуры. Фактически же он подает сигнал, что, мол, тренды на «борьбу с фейками», заданные новой администрацией США, он и поддерживает, и подхватывает.

Дональду Трампу так и не удалось преодолеть подавляющее превосходство своих оппонентов в сфере СМИ и соцсетей — а на этих выборах к нему добавилась и банальная блокировка протрамповских информресурсов. Под лозунгом все той же борьбы с дезинформацией.

Поэтому перспективы нового центра (центров), обрисованные именно таким образом, можно расценивать именно как системную декларацию лояльности новой глобальной повестке. В практическом смысле, ко всему прочему, это может трактоваться как попытка заявить претензии на лидерство среди соответствующих структур в Восточной Европе.

Пока же по состоянию на вечер 16 марта, когда Центр противодействия дезинформации должен был начать свою работу, неизвестно даже имя его руководителя. Однако — ввиду вышесказанного — можно уверенно предполагать, что работа в данном направлении будет вестись. И достаточно активно.

Кирилл РЫЖАНОВ, 2000

 

Читайте також