10.06.20

В Киеве с должниками за воду разберутся коллекторы

Киевводоканал отдал просроченные долги по 30 тысячам квартирам на откуп профессионалам


Не получив добро от столичных властей на повышение тарифа, Киевводоканал нашел другой способ пополнить свой бюджет – деньги достанут коллекторы из карманов должников, на которых коммунальщики уже давно махнули рукой. Некоторые из них накопили долги в сотни тысяч гривен, а общая задолженность достигла полумиллиарда гривен. Подобные долги, говорят коллекторы, как правило, выбиваются быстро и эффективно.  Об этом пишет издание UBR.

Большие долги

Киевводоканал нанял коллекторов, которые будут заниматься злостными неплательщиками. По состоянию на 1 апреля задолженность перед компанией выросла уже до 566,15 млн грн, рассказали UBR.ua в Киевводоканале. При этом речь не идет о "свежих" долгах, которые могли появиться в период действия карантина. Пенсионеры тоже являются самыми организованными плательщиками за услуги ЖКХ.
"В период карантина киевляне очень ответственно подошли к уплате ­– есть незначительное снижение платежей. А это старые долги. На сайте у нас обнародован список злостных неплательщиков, там есть такие, которые не платят последние 10-15 лет и накопили долги по 200-220 тыс. грн. Их всего 10% от общего числа должников, но сумма задолженности очень существенная", – рассказал UBR.ua начальник информационного управления Киевводоканала Александр Белов.
В сумме всех коммунальных платежей примерно 2,5 тыс. грн в месяц в отопительный сезон ежемесячная оплата Киевводоканала составляет порядка 150 грн, и, чтобы ее накопить, надо было сильно "постараться". Договориться с таким по-хорошему уже не надеются.
"У нас есть программа реструктуризации долгов для тех, кто готов решать проблему. Другими займутся компании, которые специализируются на таких вопросах, потому что в структуре нашей компании нет подразделения, которое таким занимается. Мы и так очень много времени тратим на переговоры с должниками, сотрудники Киевводоканала должны заниматься другим", – пояснил Белов.

Кто займется

Согласно данным в электронной системе публичных закупок ProZorro, 21 мая 2020 года договор на такие услуги стоимостью в 3,62 млн грн до конца года получила коллекторская компания "Астри Капитал". В портфель должников, которых передадут коллекторам, входят 30 тыс. потребителей (лицевых счетов) со средней суммой задолженности 1 000 грн более 1 года. Коллекторы в последнее время уже доказали свою эффективность.
"Коллекторский бизнес сейчас очень востребован из-за нежелания бизнеса работать над развитием подобных подразделением у себя, кроме разве что банков. Неприятная ни для кого функция отдается на аутсорсинг, это тренд во всем мире. У заказчика, у которого есть проблемные должники, у тех же коммунальщиков, например, нет ни людей, ни времени заниматься такими вопросами, отсюда и потребность в коллекторских услугах. При этом нулевой риск", – прокомментировала UBR.ua операционный директор GCS Ukraine Оксана Рудецкая.

Погашение задолженности

Лихие 90-е остались в прошлом, сейчас уже не вывозят ночью в лес и не прикладывают раскаленный утюг. Задача коллекторов – в первую очередь звонить и договариваться о сроках погашения задолженности, и уже если должник показывает гонор, включают другие виды мотивации.
"Почки сейчас не отбивают. Могут названивать, грубить, хамить, угрожать – все что хочешь. Могут поставить на автопрозвон, и робот будет звонить каждую минуту и говорить: ты должен такую-то сумму. Можно внести в черный список человека, но робота – невозможно, он прорвется через любые фильтры. Это работает. Половина таких долгов, как правило, возвращается, сроки разные, может быть 1 день или 1 месяц, до конца года – это вполне реальный срок", – рассказала UBR.ua коллектор Марина, имеющая опыт работы в нескольких подобных агентствах.

Куда пойдут деньги

Проблемные долги, рассказали UBR.ua в Киевводоканале, безусловно, отражаются на эффективности деятельности коммунального предприятия. Повесить долги неплательщиков на всех коммунальщики не могут, ведь тарифы утверждаются только Национальной комиссией по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) при условии экономического обоснования. Однако нехватка средств сказывается на инвестиционной программе.
"Естественно, это влияет негативно. Износ наших сетей канализационных и водопроводных – в среднем 60%. Случилась авария, выехала ремонтная бригада, давление в сети падает. Чтобы шла вода, давление увеличивается, а это работа насоса, то есть увеличение затрат на электроэнергию. Да и насосы не энергоэффективные, их давно пора менять. Инфраструктура требует больших инвестиций", – сказал Александр Белов.

Читайте також