Хорошие новости в интернете
распространяются очень быстро.
А плохие еще быстрее.
распространяются очень быстро.
А плохие еще быстрее.
Если вы занялись политикой или начали вести свой бизнес, будьте готовы к тому, что рано или поздно вы столкнетесь с негативом в сфере вашей деятельности. Но не стоит пугаться, негатив – отличный признак вашего авторитета или развития и значимости компании в своей нише. И чем больше вы будете расти как политик или бизнесмен - тем больше будет и негатива. Это нужно принять как факт, как плату за успех.
Что делать, если нужно удалить информацию с сайта, который разместил информацию о вас без вашего согласия.
Что делать, если кто-то использовал ваше фото
Самым простым способом удаления информации из поисковой выдачи является удаление фотографий и контента через форму жалобы.
Вы можете написать владельцу сайта, регистратору доменного имени или хостинг-провайдеру. Через сервис WHOIS можно узнать контактные данные владельца сайта, если на самом сайте эта информация не размещена. Как правило, у всех хостинг-провайдеров есть е-мейл, который принимает жалобы.
Туда можно написать на языке регистратора, кратко описав суть проблемы и предоставив ссылку на конкретную страницу, которая содержит неприемлемое содержание.
Регистратор или хостинг-провайдер передадут эту информацию владельцу домена или арендатору хостинга и дадут 48 часов для устранения проблемы. Иногда это действие необходимо повторить несколько раз.
Удаление данных из поисковой выдачи
Если хостер, регистратор или владелец сайта не реагируют на обращения, вы можете удалить информацию из поисковой выдачи в рамках DMCA.Google и другие крупные поисковые системы имеют специальную форму жалоб — Dmca reporrt form. К примеру, подать жалобу в Google можно через форму удаления содержания из Google. Пожаловаться на материал можно через форму удаления материалов, нарушающих авторские права. Если речь идет о фото, где четко видно ваше лицо, вероятность успеха составит 70%.
Для того чтобы восстановить свое «доброе» имя можно воспользоваться законодательством, дающим право на удаление информации, если она подпадает под следующие положения:
●Информация не соответствует действительности;
●Сведенья размещены с нарушением закона о персональных данных.
Для того чтобы ссылки на сведения были удалены из поисковых систем интернета, необходимо заполнить специальную форму поисковой системы:
- Yandex(https://yandex.ru/support/zout_abuse/troubleshooting/oblivion.xml),
- Google(https://support.google.com/legal/contact/lr_legalother?product=websearch),
- Mail.ru ( https://go.mail.ru/support/oblivion/),
- Rambler(http://help.rambler.ru/rsearch/rsearch-udalenie-informacii-iz-poiska/1367/),
- Bing(https://support.microsoft.com/ru-ru/getsupport?oaspworkflow=start_1.0.0.0&wfname=capsub&productkey=bingcontentremoval&locale=ru-ru&ccsid=635875128154289691),
- Спутник (http://corp.sputnik.ru/forgetform ) и др.
В форме заявки на устранения информационной составляющей придется заполнить поля:
- ФИО;
- Контактные данные;
- Адрес ссылки, предназначенной к удалению;
- Копия документа удостоверяющего личность;
- Причина удаления (должна подпадать под пункты закона).
Нужно отметить, что в некоторых ситуациях решение может быть не в пользу заявителя. Например, если опубликованная информация содержит данные, имеющие под собой реальную основу, относящуюся к нарушению закона, тогда, удалить «наполнение», не заинтересовав правоохранительные органы, не получится.
В остальных вариантах, когда информация и впрямь ложная и при этом порочащая репутацию, воспользоваться правом на удаление ее из сети можно. Однако стоит заметить, что вышеизложенная инструкция помогает устранить лишь поисковый запрос в выдаче. Но зная точную ссылку на источник, вполне можно обратиться к потерянной информации.
Также следует понимать, что удаление негативной информации в интернете займет время. Никто не будет удалять все по первому требованию. Для принятия решения в пользу заявителя, специалистам соответствующих отделов придется внимательно изучить запрос. И от того, насколько грамотно заполнена форма, зависит скорость обработки заявки и отчасти положительный ответ.
Что делать, если кто-то использовал ваше фото
Самым простым способом удаления информации из поисковой выдачи является удаление фотографий и контента через форму жалобы.Вы можете написать владельцу сайта, регистратору доменного имени или хостинг-провайдеру. Через сервис WHOIS можно узнать контактные данные владельца сайта, если на самом сайте эта информация не размещена. Как правило, у всех хостинг-провайдеров есть е-мейл, который принимает жалобы.
Туда можно написать на языке регистратора, кратко описав суть проблемы и предоставив ссылку на конкретную страницу, которая содержит неприемлемое содержание.
Регистратор или хостинг-провайдер передадут эту информацию владельцу домена или арендатору хостинга и дадут 48 часов для устранения проблемы. Иногда это действие необходимо повторить несколько раз.
Удаление данных из поисковой выдачи
Если хостер, регистратор или владелец сайта не реагируют на обращения, вы можете удалить информацию из поисковой выдачи в рамках DMCA.Google и другие крупные поисковые системы имеют специальную форму жалоб — Dmca reporrt form. К примеру, подать жалобу в Google можно через форму удаления содержания из Google. Пожаловаться на материал можно через форму удаления материалов, нарушающих авторские права. Если речь идет о фото, где четко видно ваше лицо, вероятность успеха составит 70%.
В разных странах по-разному применяют право на забвение. В Украине, в отличии от РФ и ЕС, оно не распространено. Это право может быть использовано для удаления информации из поисковой выдачи.
Удаление информации по судебному решению
Удаление нежелательного контента в рамках судебного решения — долгий путь. Для этого нужно получить решение суда в рамках ряда исков: о защите чести и достоинства, о недобросовестной конкуренции или о незаконном использовании торговой марки с указанием, где усмотрено нарушение прав.Получив такое решение, можно обратиться в техподдержку поисковой системы с требованием выполнить решение суда и удалить неправомерный контент. Судебные тяжбы в таких вопросах занимают от трех месяцев до года.
Вытеснение информации из поисковой выдачи
Самым простым способом удаления данных из поисковых систем в случае отказа систем удалить необходимую информацию является SERM.Search Engine Reputation Management — управление репутацией в поисковых системах — выявление факторов, влияющих на репутацию бизнес-структуры или частного лица для их понижения в результатах поисковой выдачи.
После определенных манипуляций возможно вытеснить негативный контент на вторую-третью страницы поисковой выдачи и ниже.
Иногда этот термин употребляется с негативным оттенком в контексте создания поддельных сайтов-рецензий, цензуры отрицательных отзывов или обмана алгоритмов и влияния на поисковую выдачу.
В большинстве случаев управление репутацией имеет этические нормы: реакция на жалобы клиентов и сотрудников, переговоры с администрацией сайтов для удаления некорректной информации, использование обратной связи для влияния на продукты компании или репутацию частного лица.
Удаление данных в рамках GDPR
В общем регламенте о защите данных Евросоюза, GDPR, предусмотрено право на забвение, которое дает европейцам возможность удалять личные данные по запросу во избежание их распространения или передачи третьим лицам.Это будет работать, если владельцем таких данных является инициатор запроса — гражданин страны ЕС.
Удалить через суд
Сложность: ⭐⭐⭐⭐⭐Что нужно: запастись деньгами и терпением.
Недостатки: обращение в суд не гарантирует результат.
Удаление нежелательного контента в рамках судебного решения — долгий путь. Для этого нужно получить решение суда в рамках ряда исков: о защите чести и достоинства, о недобросовестной конкуренции или о незаконном использовании торговой марки с указанием, где усмотрено нарушение прав.
Получив такое решение, можно обратиться в техподдержку поисковой системы с требованием выполнить решение суда и удалить неправомерный контент. Судебные тяжбы в таких вопросах занимают от трех месяцев до года.
Главная сложность в удалении информации через суд кроется в понятии «субъективное мнение». Под него попадают статьи, отзывы, посты в социальных сетях и утверждения, высказанные в видео.
Доказать корыстный мотив автора комментария может лингвистическая экспертиза. Теоретически опытный лингвист способен найти признаки клеветы, но и услуги таких специалистов стоят соответственно. Экспертиза длится достаточно долго.
Защита деловой репутации в интернете обойдётся в десятки тысяч грн. Каждый случай индивидуален, может выйти и дороже и дешевле. Продолжительность судебных разбирательств – от полугода.
К сожалению, решение суда в пользу заявителя не означает победу. С точки зрения законодательства, есть определённая публикация с зафиксированным содержанием. Если в ней поменяется несколько слов, к тексту не будет претензий.
Видалення вмісту через порушення авторських прав
Google регулярно отримує запити на видалення з результатів Пошуку вмісту,
що може порушувати авторські права. У цьому звіті наведено дані про такі запити на видалення
посилань із Пошуку. Ми прагнемо бути відкритими, щоб кожний користувач розумів, як
авторські права впливають на доступ до вмісту через Пошук Google.
https://transparencyreport.google.com/copyright/overview?hl=ukБаза даних видаленого вмісту Lumen
Lumen – це проект центру
Berkman Klein Center for Internet & Society в Гарвардському університеті.
Lumen працює спільно з багатьма міжнародними дослідниками, збираючи
інформацію про запити на видалення вмісту з Інтернету. Lumen публікує й аналізує різні види
запитів на видалення вмісту з Інтернету, зокрема через порушення авторських прав.
Lumen отримує запити від компаній і окремих осіб. Коли
це не суперечить законам, у Пошуку Google замість видаленого вмісту з'являється посилання на запит, опублікований
на сайті Lumen.
https://www.lumendatabase.org/
------
Таким образом, вам не нужны услуги хакера для удаления данных.
Вам потребуется заполнить несколько форм, отправить пару жалоб или прибегнуть к услугам юристов.
Следует также понимать, что интернет создавался для распространения информации, и вам вполне могут отказать в удалении негативной информации, не нарушающей законы или авторское право.
Направленный негатив в соцсетях
Именно с ним необходимо работать наиболее тщательно, т.к. в большинстве случаев это посты и комментарии, написанные конкурентами. Лучшим действием будет тщательно аргументированный ответ, склоняющий пользователя к мысли, что большинство негативных отзывов о компании не соответствуют действительности.- продвижение положительных отзывов в поиске, на форумах и на отзовиках.
- жалобы в администрацию youtube и ФБ.
Как бороться с заказным негативом?
Во-первых, нужно пожаловаться хостеру
или администратору сайта, на котором размещен неправомерный контент.
Необходимо грамотно составить обузу, в которой описать проблему как
можно шире, обязательно оперируя фактами и доказательствами. Как
известно, черный PR в большинстве случаев построен на информации,
«высосанной из пальца» или же просто на лжи. Приводите ссылки на
материалы, подтверждающие ваш авторитет в обществе. Обязательно укажите,
что в случае отказа удаления неправомерного контента, вы будете
вынуждены обратиться в суд, а хостер понесет ответственность за
содействие в преступлении.
Во-вторых, нужно заполнить выдачу позитивными и нейтральными материалами. Сюда подойдут как статьи, новости, так и видеоролики.
Если вы достаточно известная компания
или личность, давайте интервью авторитетным изданиям. Рассказывайте о
себе, своей жизни, достижениях, планах на будущее. Другими словами,
будьте на виду.
Размещайте позитивные материалы на
авторитетных сайтах и порталах, которые пользуются популярностью у
интернет-пользователей, и априори высоко ранжируются в поисковых
системах. Кроме того, размещайте информацию на собственных сайтах и,
конечно, же не забывайте о социальных сетях.
Сегодня каждая уважающая себя фирма,
личность должна иметь профили в популярных социальных сетях, ведь это
позволяет быть ближе к людям, потенциальным потребителям, и говорить с
ними на одном языке.
Борьба с негативом в СМИ и иных информационных площадках ведется как юридическими методами, так и инструментарием Конфликтного PR. Также возможно применение наработок Конкурентной разведки. Предлагаем оценить эффективность каждого из методов, а также пошаговые действия в случае появления негатива.
Сразу оговоримся, мы не будем приводить никаких ссылок на статьи законов – грамотный юрист сам найдет необходимые статьи в каждой конкретной ситуации. Наша задача – найти равновесие в инструментах, чтобы помочь, а не навредить объекту негатива.
Материал максимально приближен к реальности. Ввиду этого опущены многие стандартные PR-подходы и приведены рекомендации, которые могут показаться незаконными или неэтичными. Но это только на первый взгляд. Следует учесть, что работа по традиционной методике не принесет результатов и может только навредить.
1 Шаг – Стать параноиком
Мониторинг информационного поля должен стать постоянным атрибутом жизни любого хотя бы немного публичного человека или компании. Желательно делать это не реже одного раза в неделю. Для мониторинга Интернет-пространства можно использовать как специализированные программы (к примеру - SiteSputnik) так и простые поисковики – Google, Yandex и т .д. В этих системах есть возможность отфильтровать страницы за определенный период и распределить по дате. Поисковыми словами могут быть фамилия и имя, то или иное действие человека или компании, возможно – продукция, торговые марки, название компании или структуры. Также необходимо анализировать блоги, форумы и все отраслевые сайты, к специализации которых относится объект мониторинга. Не меньшее внимание оказывается отраслевым печатным СМИ и телепередачам, которые не отзеркаливают содержания в Интернет (с каждым годом их становится все меньше). Это специализация пиарщиков.
Анализ ситуации и прогнозирование возможных последствий. То или иное действие человека или организации влечет за собой цепочку событий. Выступление с публичным заявлением, заключение контрактов, увольнение работников, судебные разбирательства и т.д. – все они должны анализироваться на предмет влияния на информационное поле. Судебное разбирательство в большинстве случаев может рассматриваться с точки зрения Судебного PR (подробнее об этом: Судебный PR – современное оружие информационных войн Часть 1 и Часть 2)
Превентивная зачистка. При выходе персоны/компании на какой-либо более высокий уровень или смещение интересов в другую сферу (новая должность, продукция, рынки, построение политической карьеры и т.д.) следует провести «зачистку» информационного поля от любого негатива, который может привлечь внимание новых оппонентов. Подробней об этом в Шаге 3.
2 Шаг – Кому это нужно?
+ 3 Шаг – Что делать?
При выявлении негатива необходимо определить его источник и причину появления. Предлагаем рассмотреть основные принципы, на основании применения которых можно получить эту информацию. Разобьем их в соответствии с информационными носителями, где обнаружен негатив. Дополнив каждый из вариантов Шагом 3 – Что делать?
Информационные ресурсы, СМИ:
Форумы, чаты, блоги, социальные сети, комментарии к статьям. Заполняются одним пользователем в свободном стиле (если не являются Сообществами в социальных сетях).
Формат негатива. Упоминания личности, продукции, услуг, цитат, действий, фотографий, ссылок на другой источник негатива.
Возможные источники (95% случаев). Потребители товаров и услуг объекта (в политике – любой гражданин, интересующийся политикой и высказывающий свои мысли), коллеги, партнеры, контрагенты, работники и бывшие работники, сторонние наблюдатели.
Возможные источники (до 5% случаев). Санкционированное тиражирование негатива.
Способы выявления санкционированного негатива. 1) блоги, профайлы на форумах созданы недавно и публикуют, в основном или исключительно, только негатив об объекте; 2) формат публикаций идентичен по стилистике и фактажу. Нередко – одна и та же фраза используется во всех комментариях/записях.
Замечания. Чем публичней объект, тем больше «фонового негатива» может содержать носитель. В таком случае необходимо начинать работу «сверху» - исключив негатив из образа объекта.
Подобные носители могут быть стартовой площадкой для реализации массированной информационной атаки – подготовка материалов в СМИ со ссылкой на блоги, форумы и т.д.
Как бороться?
PR-методы. Если автор не является на 100% оппонентом, в процессе переписки и при грамотном подходе можно договориться о снятии материала. Также необходимо уточнить у автора, чем вызвана такое мнение (дает возможность понять, насколько автор владеет темой). Если первый шаг не удается – установить контакт с собственниками сайтов, договориться об удалении и дальнейшем блокирования негатива (нередко требует финансирования). Возможно – публикация массы положительных комментариев, публикация информации о том, что с одного и того же ip адреса под разными никами идет негатив, размещение информации о заказчике негатива с достаточным фактажом, организация жалоб группы пользователей на автора негатива или публикацию (в некоторых сетях администрация автоматически удаляет материал, на который поступают жалобы).
Методы конкурентной разведки. Через ник пользователя, разместившего материал (возможно через открытый ip), а также через материалы, уже размещенными этим пользователем – установить его личность и с другими службами разработать способы нейтрализации негатива.
Юридические методы. Изучение пользовательского соглашения сайтов и обращение к собственникам сайтов с уведомлением о том, что такие публикации нарушают пользовательское соглашение. При выявлении ip-адресов – обращение в силовые структуры с соответствующим заявлением.
Если разместивший не был ангажирован, но против него сразу начнут действовать юридическими методами или же пиарщики выберут неграмотную линию поведения, он может обратиться к интернет-сообществу с просьбой поддержать его в «борьбе» против объекта. Также он может дать информацию, что объекту в любом случай придется снимать информацию за деньги, и ее продублируют сайты, зарабатывающие на снятии материалов.
Сайты о поиске работы. Предприятия нередко публикуют информацию об имеющихся вакансиях в Интернете. На сайтах о работе часто содержится рубрика «Отзывы», которую может заполнять комментариями любой желающий.
Формат негатива. Сообщения о невыносимых условиях труда, задержке или невыдаче зарплаты, качестве продукции или услуг, «самодурстве» руководства.
Возможные источники (80%). Реальные или бывшие работники предприятия, а также не прошедшие собеседование или стажировку в компании.
Возможные источники (20%). Оппоненты компании (определяется по частоте размещения негатива, его формату и наличию фактажа).
Как бороться?
Превентивные PR- и юридические методы. Координация работы отдела кадров: разработка договора о нераспространении информации для проходящих собеседование, работников предприятия (ответственность за распространение инсайдерской информации и т.д.), соответствующее юридическое и моральное сопровождение увольняющихся работников, внутренний PR.
PR-методы. Обращение к собственникам сайтов с просьбой о снятии негатива и его блокирования (возможно дополнительное финансирование). Мотивированное обращение к собственникам сайтов с информацией об информационной атаке, которая сопровождается публикацией комментариев на их сайтах. Публикация массы положительных отзывов (в разных стилях и без излишних эмоций). Выяснение ip-адресов с которых размещался негатив (эту информацию можно передать службе безопасности). Возможно, размещение информации о заказчике негатива.
Юридические методы. Официальное обращение к собственникам сайтов с просьбой (а не требованием!) удалить негативные отзывы о компании. С обязательными фактами, причинами и отсылкой на определенные статьи законов. Можно также сообщить, что ведется информационная атака на компанию и порекомендовать не становиться соучастником.
Доски размещения негатива. Всевозможные сайты (к примеру – www.kidala.com, www.ua-kidalova.net/), на которых любой желающий может оставить соответствующее сообщение.
Формат негатива. Любая информация в отношении личности, бизнеса, позиций личности, товарах, услугах и т.д. В случае модерации – требуются факты.
Возможные источники (95%). Потребители товаров и услуг, коллеги, партнеры, контрагенты, работники и бывшие работники.
Возможные источники (5%). Оппоненты. Определяется по охвату сайтов и содержанию сообщений. Также подобные публикации могут сопровождать массированную информационную атаку.
Как бороться?
PR-методы. Редко удается использовать «цивилизованные» методы, поскольку практически все подобные ресурсы создаются исключительно для заработка на снятии информации. Поэтому приходится прибегать к платным «услугам». Возможно (если негатив плохо проиндексирован в поисковых системах) заполнить информационное пространство основными поисковыми словосочетаниями, но с положительной информацией, и провести работу по индексации таких сообщений. Также возможно организовать DDoS-атаку (по бюджету – значительно дороже, чем удалить негатив за деньги и заблокировать появление подобных материалов), однако это средство временное и актуально исключительно для определенного периода, когда нужно скрыть информацию на необходимый промежуток времени.
Юридические методы. Выяснить, кому принадлежит домен и хостинг сайта (нередко в подобных случаях практически невозможно) и подготовить соответствующий иск (если домен и хостинг украинские). Однако возможность получения положительного решения суда сомнительна, если не прибегать к дополнительной «мотивации» судьи. Эту ситуацию также возможно проработать через силовиков.
Замечания. В любом случае юридические подходы к решению этой проблемы более затратные и растянуты во времени. Применяя их, можно настроить против себя собственников сайтов – они начнут самостоятельно тиражировать негативную информацию где только возможно и привлекут коллег и партнеров к размещению негативных материалов.
Сайты, на которых информацию можно разместить самостоятельно или же хранилища информации. Существует ряд сайтов, на которых информацию можно размещать самостоятельно. Работают в формате свободной журналистики, публикации пресс-релизов, хранилища файлов с открытым доступом к тексту, видео, аудио, изображениям и файлам. Многие из них созданы как крупные сервисы. К примеру - www.youtube.com).
Формат негатива. Различен – от замечаний и полноценных статей, до документов, фотографий и видеоматериалов.
Определение источников. Ввиду определенной сложности размещения материалов на подобных сайтах (регистрации и т.д.), в 90% случаем негатив размещается целенаправленно.
Как бороться?
PR-методы. Если сайты однозначно выглядят как ресурс для зарабатывании денег на снятии – сразу же связаться с собственниками и выяснить «цену вопроса». Также можно предварительно опросить знакомых, специализирующихся на зачистке сети Интернет, на предмет наличия связей с собственниками сайтов – тогда «цена вопроса» будет значительно ниже и отсутствует риск не найти общий язык с собственниками. Если же сайт является крупным сервисом – предоставить разрешение вопроса юристам.
Методы конкурентной разведки. Через ник пользователя, разместившего материал (возможно, через открытый ip), а также через материалы, уже размещенные этим пользователем – установить его личность и с другими службами разработать способы нейтрализации негатива.
Юридические методы. Прежде всего, согласовать свои действия с PR-отделом. Если есть гарантия того, что сайт является открытой цивилизованной площадкой - изучить пользовательское соглашение и обратиться к собственникам с уведомлением о том, что такие публикации нарушают пользовательское соглашение. При выявлении ip-адресов – обращение в силовые структуры с соответствующим заявлением.
Замечания. Размещение негатива на таких сайтах чаще всего говорит о следующем: а) оппоненты стараются максимально растиражировать информацию; б) оппоненты не имеют достаточно средств и интеллектуальных ресурсов для ведения полноценной информационной войны (если информация не была продублирована на ресурсах новостного характера); в) информация на этих сайтах будет использоваться для размещения на других ресурсах.
Сайты, размещающие всевозможный компромат – т.н. «сливные бачки». Существует ряд сайтов, и с каждым годом их появляется все больше, которые специализируются на размещении заказных и «чернушных» материалов – компромата, документов полученных незаконным путем, материалов оскорбляющих личность. Они существуют исключительно за счет размещения/снятия таких материалов. Некоторые из них по посещаемости и индексированию гораздо выше TOP-30 сайтов Украины. Обычно зарегистрированы на хостинге, недоступном для определения собственника, домен оформлен на подставных людей. Новостная лента изобилует рерайтинговыми материалами, большинство из которых, якобы, собственное творчество, однако содержит отсылку к другим сайтам через фразу «Как сообщает сайт НИУАН», «Информационное агентство ФАКСИРИНТ сообщает» и т.д..
Формат негатива. Любой.
Возможные источники. В зависимости от актуальности темы или от персоны. Нередко – простой копипаст. Компрометирующий материал со ссылкой на другой источник в большинстве случаев публикуется за деньги. Также это может быть собственный материал, рассчитанный на то, что упомянутые в нем лица, компании, факты заставят объект заплатить за снятие. Заказные материалы, когда сайт является первоисточником, составляют примерно 80%. Это касается больших развернутых статей. В новостной ленте – в зависимости от наличия ссылки на первоисточник: обычно заказной материал ставится без ссылки и просто переписывается уже вышедший.
Как бороться?
PR-методами. В случае если сайт являлся первоисточником определить, был ли оплачен материал оппонентом, или же это «личное творчество» редакции сайта. Обычно данная информация выясняется исходя из того, какую сумму запросит редакция сайта за снятие материала. Однако предварительно следует обратиться к сайту с просьбой удалить материал, логически обосновав свою просьбу. При отказе уточнить стоимость снятия.
Замечание. Обычно собственники таких сайтов общаются исключительно с определенным кругом людей для разрешения вопроса снятия/размещения материалов. Возможно, просьбы о снятии материалов даже за деньги не будут услышаны, и придется искать тех, кто сможет разрешить данный вопрос.
Юридическими методами. Как было сказано во вступлении к этому блоку – размещение негатива является бизнесом для таких сайтов. Нам известен только один случай, когда редактор подобного сайта выступал ответчиком в суде. Однако результатом стало то, что количество негативных материалов на его сайте и на сайта партнеров только увеличилось.
Сайты известные тем, что публикуют заказные материалы и «джинсу» (в т.ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало). В TOP-30 сайтов Украины новостной тематики существует порядка 15, которые даже не скрывают того, что готовы размещать практически любой материал за деньги.
Формат негатива. Более сдержанный, чем на «сливных бачках», однако может изобиловать документальными подтверждениями.
Выявление ангажированности. В случае если сайт является первоисточником и материал содержит массу фактов и документальных подтверждений – на 90% материал заказывался оппонентами. Хотя некоторые подобные сайты стараются прикрыть это сообщением «Как нам стало известно из открытого письма…», «К нам в редакцию обратились…». Также необходимо посмотреть, отвечает ли материал стилистически всем остальным статьям на сайте и подписан ли постоянным автором. Если нет – вероятность того что материал заказной увеличивается.
Когда сайт не являлся первоисточником, возможно, материал был скопирован случайно. Хотя если статья содержит большой % компромата, скорее всего это было сделано умышленно.
Как бороться?
PR-методами. В случае, если сайт является первоисточником – аргументировано обратиться в редакцию с просьбой удалить материал. При отказе – поинтересоваться об условиях снятия. Если материал не был проплачен оппонентами, поступит предложение разместить опровержение. Можно также договориться о том, что при размещении опровергающего материала будет удален негатив. За определенный гонорар, естественно. Если же будет жесткий отказ в удалении материала и отсутствие любых условий его опровержения (даже за деньги) – наиболее эффективно обратиться в специализированное PR-агентство. В большинстве случаев они имеют налаженные связи с подобными ресурсами и смогут разрешить вопрос.
Если СМИ не являлся первоисточником - обратиться с просьбой удалить материал. В случае отказа выяснить, будет ли он удален после снятия с первоисточника. При необходимости можно уточнить, на каких условиях материал будет снят до договоренностей с первоисточником.
Юридическими методами. Подобные информационные ресурсы имеют большой опыт судебных разбирательств. Как следствие, решить юридическими методами вопрос удаления материала, размещения опровержения, каких-либо компенсаций - практически невозможно. Мало того, обычно собственники подобных сайтов имеют обширные связи среди коллег, и в случае попытки надавить на них – максимально растиражирую негатив.
Сайты, известные своей неподкупностью и информационные агентства (в т. ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало). Подобные ресурсы славятся своей неподкупностью и объективностью. Однако это не всегда так. К большинству из них можно найти подход для размещения/снятия материалов. По снятию – как юридическими, так и PR-методами через профильные PR-агентства. По размещению – также через профильные PR-агентства.
Формат негатива. Статьи обычно весьма сдержанные. Компромат нередко со ссылками на другие источники или события.
Выявление источника негатива. В новостной ленте: ввиду того, что подобные ресурсы имеют новостную ленту, они могут освещать факт или событие как первоисточник, или же со ссылкой на другой ресурс. Если идет ссылка на менее солидный ресурс, вероятность того, что материал был заказан увеличивается. При ссылке на более значимый источник – такая вероятность невелика. Если сайт или газета разместили новость как первоисточник – все зависит от того, насколько значимое событие освещается.
Большие аналитические материалы о событиях, не имеющих достаточной значимости, но размещенные на таких ресурсах независимо от того, кто являлся первоисточником – на 50% заказные.
Как бороться?
PR-методами. Аргументированное обращение в редакцию с просьбой снять материал с сайта и предоставить возможность разместить свою позицию в печатной версии (для печатных СМИ с сайтом-зеркалом). Если в статье идут ссылки на другие источники – выяснение, будет ли удален материал, если первоисточники удалят негатив. Прямое обращение с вопросом о платном удалении материала невозможно – подобные ресурсы очень дорожат своей репутацией и работают только с определенным кругом лиц.
Юридическими методами. В данной ситуации юридические методы могут быть более эффективны, хотя для их применения необходимо больше времени. Для начала следует быть уверенными в своей юридической позиции, поскольку при любом официальном обращении в подобные СМИ факт обращения приобретет широкую огласку и удалить материал другими способами будет в дальнейшем значительно сложнее и дороже.
Если юридическая позиция сильна – обращение в редакцию с открытым письмом, в котором будут приведены все юридические аргументы. В случае отказа сотрудничать – обращение в суд.
Замечание. Информация о том, что вопрос удаления материала с сайта или размещение опровержения (с требованием возместить моральный вред и т.д.) может стать дополнительным информационным поводом для оппонентов. Также об этом могут узнать другие СМИ, которые зарабатывают на снятии/размещении материалов.
Задача SERM состоит в вытеснении из результатов поиска страниц с нежелательной информацией как можно глубже. В результате целевая аудитория перестанет видеть такие страницы, а пользователи не будут попадать на них из поисковых систем.
Для вытеснения негативных отзывов следует использовать авторитетные ресурсы:
Для пиарщиков, юристов и всех заинтересованных
Информационное пространство
развивается ускоренными темпами. С каждым годом все сложнее утаить
различные события, процессы, факты из личной и профессиональной жизни,.
Внимание к объекту пропорционально значимости для общества.
Естественно, на это ориентируются СМИ при выборе темы для освещения. И
недоброжелатели, которые через СМИ и другие информационные ресурсы ведут
борьбу со своими оппонентами – политики, конкуренты, рейдеры…Борьба с негативом в СМИ и иных информационных площадках ведется как юридическими методами, так и инструментарием Конфликтного PR. Также возможно применение наработок Конкурентной разведки. Предлагаем оценить эффективность каждого из методов, а также пошаговые действия в случае появления негатива.
Сразу оговоримся, мы не будем приводить никаких ссылок на статьи законов – грамотный юрист сам найдет необходимые статьи в каждой конкретной ситуации. Наша задача – найти равновесие в инструментах, чтобы помочь, а не навредить объекту негатива.
Материал максимально приближен к реальности. Ввиду этого опущены многие стандартные PR-подходы и приведены рекомендации, которые могут показаться незаконными или неэтичными. Но это только на первый взгляд. Следует учесть, что работа по традиционной методике не принесет результатов и может только навредить.
1 Шаг – Стать параноиком
Мониторинг информационного поля должен стать постоянным атрибутом жизни любого хотя бы немного публичного человека или компании. Желательно делать это не реже одного раза в неделю. Для мониторинга Интернет-пространства можно использовать как специализированные программы (к примеру - SiteSputnik) так и простые поисковики – Google, Yandex и т .д. В этих системах есть возможность отфильтровать страницы за определенный период и распределить по дате. Поисковыми словами могут быть фамилия и имя, то или иное действие человека или компании, возможно – продукция, торговые марки, название компании или структуры. Также необходимо анализировать блоги, форумы и все отраслевые сайты, к специализации которых относится объект мониторинга. Не меньшее внимание оказывается отраслевым печатным СМИ и телепередачам, которые не отзеркаливают содержания в Интернет (с каждым годом их становится все меньше). Это специализация пиарщиков.
Анализ ситуации и прогнозирование возможных последствий. То или иное действие человека или организации влечет за собой цепочку событий. Выступление с публичным заявлением, заключение контрактов, увольнение работников, судебные разбирательства и т.д. – все они должны анализироваться на предмет влияния на информационное поле. Судебное разбирательство в большинстве случаев может рассматриваться с точки зрения Судебного PR (подробнее об этом: Судебный PR – современное оружие информационных войн Часть 1 и Часть 2)
Превентивная зачистка. При выходе персоны/компании на какой-либо более высокий уровень или смещение интересов в другую сферу (новая должность, продукция, рынки, построение политической карьеры и т.д.) следует провести «зачистку» информационного поля от любого негатива, который может привлечь внимание новых оппонентов. Подробней об этом в Шаге 3.
2 Шаг – Кому это нужно?
+ 3 Шаг – Что делать?
При выявлении негатива необходимо определить его источник и причину появления. Предлагаем рассмотреть основные принципы, на основании применения которых можно получить эту информацию. Разобьем их в соответствии с информационными носителями, где обнаружен негатив. Дополнив каждый из вариантов Шагом 3 – Что делать?
Информационные ресурсы, СМИ:
Форумы, чаты, блоги, социальные сети, комментарии к статьям. Заполняются одним пользователем в свободном стиле (если не являются Сообществами в социальных сетях).
Формат негатива. Упоминания личности, продукции, услуг, цитат, действий, фотографий, ссылок на другой источник негатива.
Возможные источники (95% случаев). Потребители товаров и услуг объекта (в политике – любой гражданин, интересующийся политикой и высказывающий свои мысли), коллеги, партнеры, контрагенты, работники и бывшие работники, сторонние наблюдатели.
Возможные источники (до 5% случаев). Санкционированное тиражирование негатива.
Способы выявления санкционированного негатива. 1) блоги, профайлы на форумах созданы недавно и публикуют, в основном или исключительно, только негатив об объекте; 2) формат публикаций идентичен по стилистике и фактажу. Нередко – одна и та же фраза используется во всех комментариях/записях.
Замечания. Чем публичней объект, тем больше «фонового негатива» может содержать носитель. В таком случае необходимо начинать работу «сверху» - исключив негатив из образа объекта.
Подобные носители могут быть стартовой площадкой для реализации массированной информационной атаки – подготовка материалов в СМИ со ссылкой на блоги, форумы и т.д.
Как бороться?
PR-методы. Если автор не является на 100% оппонентом, в процессе переписки и при грамотном подходе можно договориться о снятии материала. Также необходимо уточнить у автора, чем вызвана такое мнение (дает возможность понять, насколько автор владеет темой). Если первый шаг не удается – установить контакт с собственниками сайтов, договориться об удалении и дальнейшем блокирования негатива (нередко требует финансирования). Возможно – публикация массы положительных комментариев, публикация информации о том, что с одного и того же ip адреса под разными никами идет негатив, размещение информации о заказчике негатива с достаточным фактажом, организация жалоб группы пользователей на автора негатива или публикацию (в некоторых сетях администрация автоматически удаляет материал, на который поступают жалобы).
Методы конкурентной разведки. Через ник пользователя, разместившего материал (возможно через открытый ip), а также через материалы, уже размещенными этим пользователем – установить его личность и с другими службами разработать способы нейтрализации негатива.
Юридические методы. Изучение пользовательского соглашения сайтов и обращение к собственникам сайтов с уведомлением о том, что такие публикации нарушают пользовательское соглашение. При выявлении ip-адресов – обращение в силовые структуры с соответствующим заявлением.
Если разместивший не был ангажирован, но против него сразу начнут действовать юридическими методами или же пиарщики выберут неграмотную линию поведения, он может обратиться к интернет-сообществу с просьбой поддержать его в «борьбе» против объекта. Также он может дать информацию, что объекту в любом случай придется снимать информацию за деньги, и ее продублируют сайты, зарабатывающие на снятии материалов.
Сайты о поиске работы. Предприятия нередко публикуют информацию об имеющихся вакансиях в Интернете. На сайтах о работе часто содержится рубрика «Отзывы», которую может заполнять комментариями любой желающий.
Формат негатива. Сообщения о невыносимых условиях труда, задержке или невыдаче зарплаты, качестве продукции или услуг, «самодурстве» руководства.
Возможные источники (80%). Реальные или бывшие работники предприятия, а также не прошедшие собеседование или стажировку в компании.
Возможные источники (20%). Оппоненты компании (определяется по частоте размещения негатива, его формату и наличию фактажа).
Как бороться?
Превентивные PR- и юридические методы. Координация работы отдела кадров: разработка договора о нераспространении информации для проходящих собеседование, работников предприятия (ответственность за распространение инсайдерской информации и т.д.), соответствующее юридическое и моральное сопровождение увольняющихся работников, внутренний PR.
PR-методы. Обращение к собственникам сайтов с просьбой о снятии негатива и его блокирования (возможно дополнительное финансирование). Мотивированное обращение к собственникам сайтов с информацией об информационной атаке, которая сопровождается публикацией комментариев на их сайтах. Публикация массы положительных отзывов (в разных стилях и без излишних эмоций). Выяснение ip-адресов с которых размещался негатив (эту информацию можно передать службе безопасности). Возможно, размещение информации о заказчике негатива.
Юридические методы. Официальное обращение к собственникам сайтов с просьбой (а не требованием!) удалить негативные отзывы о компании. С обязательными фактами, причинами и отсылкой на определенные статьи законов. Можно также сообщить, что ведется информационная атака на компанию и порекомендовать не становиться соучастником.
Доски размещения негатива. Всевозможные сайты (к примеру – www.kidala.com, www.ua-kidalova.net/), на которых любой желающий может оставить соответствующее сообщение.
Формат негатива. Любая информация в отношении личности, бизнеса, позиций личности, товарах, услугах и т.д. В случае модерации – требуются факты.
Возможные источники (95%). Потребители товаров и услуг, коллеги, партнеры, контрагенты, работники и бывшие работники.
Возможные источники (5%). Оппоненты. Определяется по охвату сайтов и содержанию сообщений. Также подобные публикации могут сопровождать массированную информационную атаку.
Как бороться?
PR-методы. Редко удается использовать «цивилизованные» методы, поскольку практически все подобные ресурсы создаются исключительно для заработка на снятии информации. Поэтому приходится прибегать к платным «услугам». Возможно (если негатив плохо проиндексирован в поисковых системах) заполнить информационное пространство основными поисковыми словосочетаниями, но с положительной информацией, и провести работу по индексации таких сообщений. Также возможно организовать DDoS-атаку (по бюджету – значительно дороже, чем удалить негатив за деньги и заблокировать появление подобных материалов), однако это средство временное и актуально исключительно для определенного периода, когда нужно скрыть информацию на необходимый промежуток времени.
Юридические методы. Выяснить, кому принадлежит домен и хостинг сайта (нередко в подобных случаях практически невозможно) и подготовить соответствующий иск (если домен и хостинг украинские). Однако возможность получения положительного решения суда сомнительна, если не прибегать к дополнительной «мотивации» судьи. Эту ситуацию также возможно проработать через силовиков.
Замечания. В любом случае юридические подходы к решению этой проблемы более затратные и растянуты во времени. Применяя их, можно настроить против себя собственников сайтов – они начнут самостоятельно тиражировать негативную информацию где только возможно и привлекут коллег и партнеров к размещению негативных материалов.
Сайты, на которых информацию можно разместить самостоятельно или же хранилища информации. Существует ряд сайтов, на которых информацию можно размещать самостоятельно. Работают в формате свободной журналистики, публикации пресс-релизов, хранилища файлов с открытым доступом к тексту, видео, аудио, изображениям и файлам. Многие из них созданы как крупные сервисы. К примеру - www.youtube.com).
Формат негатива. Различен – от замечаний и полноценных статей, до документов, фотографий и видеоматериалов.
Определение источников. Ввиду определенной сложности размещения материалов на подобных сайтах (регистрации и т.д.), в 90% случаем негатив размещается целенаправленно.
Как бороться?
PR-методы. Если сайты однозначно выглядят как ресурс для зарабатывании денег на снятии – сразу же связаться с собственниками и выяснить «цену вопроса». Также можно предварительно опросить знакомых, специализирующихся на зачистке сети Интернет, на предмет наличия связей с собственниками сайтов – тогда «цена вопроса» будет значительно ниже и отсутствует риск не найти общий язык с собственниками. Если же сайт является крупным сервисом – предоставить разрешение вопроса юристам.
Методы конкурентной разведки. Через ник пользователя, разместившего материал (возможно, через открытый ip), а также через материалы, уже размещенные этим пользователем – установить его личность и с другими службами разработать способы нейтрализации негатива.
Юридические методы. Прежде всего, согласовать свои действия с PR-отделом. Если есть гарантия того, что сайт является открытой цивилизованной площадкой - изучить пользовательское соглашение и обратиться к собственникам с уведомлением о том, что такие публикации нарушают пользовательское соглашение. При выявлении ip-адресов – обращение в силовые структуры с соответствующим заявлением.
Замечания. Размещение негатива на таких сайтах чаще всего говорит о следующем: а) оппоненты стараются максимально растиражировать информацию; б) оппоненты не имеют достаточно средств и интеллектуальных ресурсов для ведения полноценной информационной войны (если информация не была продублирована на ресурсах новостного характера); в) информация на этих сайтах будет использоваться для размещения на других ресурсах.
Сайты, размещающие всевозможный компромат – т.н. «сливные бачки». Существует ряд сайтов, и с каждым годом их появляется все больше, которые специализируются на размещении заказных и «чернушных» материалов – компромата, документов полученных незаконным путем, материалов оскорбляющих личность. Они существуют исключительно за счет размещения/снятия таких материалов. Некоторые из них по посещаемости и индексированию гораздо выше TOP-30 сайтов Украины. Обычно зарегистрированы на хостинге, недоступном для определения собственника, домен оформлен на подставных людей. Новостная лента изобилует рерайтинговыми материалами, большинство из которых, якобы, собственное творчество, однако содержит отсылку к другим сайтам через фразу «Как сообщает сайт НИУАН», «Информационное агентство ФАКСИРИНТ сообщает» и т.д..
Формат негатива. Любой.
Возможные источники. В зависимости от актуальности темы или от персоны. Нередко – простой копипаст. Компрометирующий материал со ссылкой на другой источник в большинстве случаев публикуется за деньги. Также это может быть собственный материал, рассчитанный на то, что упомянутые в нем лица, компании, факты заставят объект заплатить за снятие. Заказные материалы, когда сайт является первоисточником, составляют примерно 80%. Это касается больших развернутых статей. В новостной ленте – в зависимости от наличия ссылки на первоисточник: обычно заказной материал ставится без ссылки и просто переписывается уже вышедший.
Как бороться?
PR-методами. В случае если сайт являлся первоисточником определить, был ли оплачен материал оппонентом, или же это «личное творчество» редакции сайта. Обычно данная информация выясняется исходя из того, какую сумму запросит редакция сайта за снятие материала. Однако предварительно следует обратиться к сайту с просьбой удалить материал, логически обосновав свою просьбу. При отказе уточнить стоимость снятия.
Замечание. Обычно собственники таких сайтов общаются исключительно с определенным кругом людей для разрешения вопроса снятия/размещения материалов. Возможно, просьбы о снятии материалов даже за деньги не будут услышаны, и придется искать тех, кто сможет разрешить данный вопрос.
Юридическими методами. Как было сказано во вступлении к этому блоку – размещение негатива является бизнесом для таких сайтов. Нам известен только один случай, когда редактор подобного сайта выступал ответчиком в суде. Однако результатом стало то, что количество негативных материалов на его сайте и на сайта партнеров только увеличилось.
Сайты известные тем, что публикуют заказные материалы и «джинсу» (в т.ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало). В TOP-30 сайтов Украины новостной тематики существует порядка 15, которые даже не скрывают того, что готовы размещать практически любой материал за деньги.
Формат негатива. Более сдержанный, чем на «сливных бачках», однако может изобиловать документальными подтверждениями.
Выявление ангажированности. В случае если сайт является первоисточником и материал содержит массу фактов и документальных подтверждений – на 90% материал заказывался оппонентами. Хотя некоторые подобные сайты стараются прикрыть это сообщением «Как нам стало известно из открытого письма…», «К нам в редакцию обратились…». Также необходимо посмотреть, отвечает ли материал стилистически всем остальным статьям на сайте и подписан ли постоянным автором. Если нет – вероятность того что материал заказной увеличивается.
Когда сайт не являлся первоисточником, возможно, материал был скопирован случайно. Хотя если статья содержит большой % компромата, скорее всего это было сделано умышленно.
Как бороться?
PR-методами. В случае, если сайт является первоисточником – аргументировано обратиться в редакцию с просьбой удалить материал. При отказе – поинтересоваться об условиях снятия. Если материал не был проплачен оппонентами, поступит предложение разместить опровержение. Можно также договориться о том, что при размещении опровергающего материала будет удален негатив. За определенный гонорар, естественно. Если же будет жесткий отказ в удалении материала и отсутствие любых условий его опровержения (даже за деньги) – наиболее эффективно обратиться в специализированное PR-агентство. В большинстве случаев они имеют налаженные связи с подобными ресурсами и смогут разрешить вопрос.
Если СМИ не являлся первоисточником - обратиться с просьбой удалить материал. В случае отказа выяснить, будет ли он удален после снятия с первоисточника. При необходимости можно уточнить, на каких условиях материал будет снят до договоренностей с первоисточником.
Юридическими методами. Подобные информационные ресурсы имеют большой опыт судебных разбирательств. Как следствие, решить юридическими методами вопрос удаления материала, размещения опровержения, каких-либо компенсаций - практически невозможно. Мало того, обычно собственники подобных сайтов имеют обширные связи среди коллег, и в случае попытки надавить на них – максимально растиражирую негатив.
Сайты, известные своей неподкупностью и информационные агентства (в т. ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало). Подобные ресурсы славятся своей неподкупностью и объективностью. Однако это не всегда так. К большинству из них можно найти подход для размещения/снятия материалов. По снятию – как юридическими, так и PR-методами через профильные PR-агентства. По размещению – также через профильные PR-агентства.
Формат негатива. Статьи обычно весьма сдержанные. Компромат нередко со ссылками на другие источники или события.
Выявление источника негатива. В новостной ленте: ввиду того, что подобные ресурсы имеют новостную ленту, они могут освещать факт или событие как первоисточник, или же со ссылкой на другой ресурс. Если идет ссылка на менее солидный ресурс, вероятность того, что материал был заказан увеличивается. При ссылке на более значимый источник – такая вероятность невелика. Если сайт или газета разместили новость как первоисточник – все зависит от того, насколько значимое событие освещается.
Большие аналитические материалы о событиях, не имеющих достаточной значимости, но размещенные на таких ресурсах независимо от того, кто являлся первоисточником – на 50% заказные.
Как бороться?
PR-методами. Аргументированное обращение в редакцию с просьбой снять материал с сайта и предоставить возможность разместить свою позицию в печатной версии (для печатных СМИ с сайтом-зеркалом). Если в статье идут ссылки на другие источники – выяснение, будет ли удален материал, если первоисточники удалят негатив. Прямое обращение с вопросом о платном удалении материала невозможно – подобные ресурсы очень дорожат своей репутацией и работают только с определенным кругом лиц.
Юридическими методами. В данной ситуации юридические методы могут быть более эффективны, хотя для их применения необходимо больше времени. Для начала следует быть уверенными в своей юридической позиции, поскольку при любом официальном обращении в подобные СМИ факт обращения приобретет широкую огласку и удалить материал другими способами будет в дальнейшем значительно сложнее и дороже.
Если юридическая позиция сильна – обращение в редакцию с открытым письмом, в котором будут приведены все юридические аргументы. В случае отказа сотрудничать – обращение в суд.
Замечание. Информация о том, что вопрос удаления материала с сайта или размещение опровержения (с требованием возместить моральный вред и т.д.) может стать дополнительным информационным поводом для оппонентов. Также об этом могут узнать другие СМИ, которые зарабатывают на снятии/размещении материалов.
SERM — управление репутацией в поисковых системах
Search engine reputation management (SERM) — формирование положительного имиджа персоны, бренда с помощью инструментов поискового продвижения (SEO).Задача SERM состоит в вытеснении из результатов поиска страниц с нежелательной информацией как можно глубже. В результате целевая аудитория перестанет видеть такие страницы, а пользователи не будут попадать на них из поисковых систем.
Как работает SERM
Это создание информации положительной или нейтральной окраски на авторитетных площадках, которые вытесняют негативные отзывы.Для вытеснения негативных отзывов следует использовать авторитетные ресурсы:
- крупные новостные ресурсы;
- тематические порталы;
- отраслевые форумы;
- персональные блоги и личные сайты потребителей.