Системообразующие государственные компании показывают многомиллиардные убытки. Но тогда за что менеджмент и наблюдательные советы компаний получают миллионные зарплаты и премии?!
Государственные компании стали тотально убыточными
Действительно, в 2020 году государственные компании, включая те, о которых шла речь в предыдущем материале, показали убытки, хотя еще недавно они были в прибылях, даже с учетом своей неизбывной неэффективности и коррумпированности:
Так, согласно готовому отчету, головная компания «Нафтогаза» показала в 2020 году 17 млрд грн убытка, а убыток всей группы «Нафтогаз» оценивается в 37 млрд гривен. В 2019 году консолидированная чистая прибыль группы, включая деятельность дочерних компаний, составила 63,3 млрд гривен.
В частности, согласно отчету, в 2020 году чистый доход от реализации продукции составил 121, млрд грн, а себестоимость продукции – 121,9 млрд гривен, то есть валовой убыток от операционной деятельности составил 0,8 млрд грн. До уплаты налогов убыток «Нафтогаза» в 2020 году составил 11,95 млрд грн. Чистый убыток компании от операционной деятельности 2020 года снизился до 17,33 млрд грн по сравнению с прибылью в 50,66 млрд грн в 2019 году. Компания также дополнительно получила 20,36 млрд грн убытков от участия в капитале ассоциированных и совместных предприятий 2020 года.
Таким образом, совокупный убыток НАК «Нафтогаз Украины» 2020 года составляет 36,93 млрд грн по сравнению с совокупным доходом за 2019 год в сумме 9,9 млрд грн.
Правда, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что эта информация, впервые опубликованная интернет-изданием «Экономическая правда» вместе с электронной версией отчета, подана некорректно. Коболев отметил, что до официального обнародования отчета компания не имеет права его комментировать, а потому остается обождать трактовку менеджеров «Нафтогаза».
В свою очередь, согласно годовому отчету «Укрзалізниці», в 2020 году компания показала убыток в размере 11,9 млрд гривен, тогда как в 2019год у нее было 2,99 млрд гривен чистой прибыли.
В общем доход от реализации составил в прошлом году 75,29 млрд грн (в 2019 году — 90,35 млрд грн). Убыток компании до налогообложения составил 11,93 млрд грн. В общем, убыток компании 2020 года составил 11,9 млрд грн.
В УЗ объясняют, что на показатель повлияло снижение доходов от грузовых и пассажирских перевозок по сравнению с 2019 годом: на 10,3% и 58,3% соответственно. Так, от пассажирских перевозок получено 4,13 млрд грн (в 2019 году — 9,91 млрд грн), от грузовых — 65,02 млрд грн (в 2019 году — 72,49 млрд грн).
Также повлияло значительное колебание курсовых разниц, в результате чего получено чистый убыток от курсовых разниц в размере 5,5 млрд грн против 4,3 млрд грн чистой прибыли в 2019 году.
Еще полмиллиарда компания получила в части других совокупных убытков, преимущественно на расходы от пересчета обязательств по выплатам работникам. Как объясняется в примечаниях к отчетности, «группа обязана компенсировать Государственном пенсионному фонду суммы дополнительных пенсий определенным категориям ее нынешних и бывших работников, имеющих право раннего выхода на пенсию, в результате работы во вредных и / или опасных условиях труда».
Таким образом, после налогообложения совокупный убыток «Укрзалізниці» составляет 12,38 млрд грн.
В УЗ убытки объяснили влиянием пандемии, прежде всего речь идет о временном прекращении пассажирских перевозки по всем видам сообщения.
Ни в коем случае не симпатизируя предыдущей власти Порошенко, объективности ради все же отметим, что даже тогда не было таких зияющих провалов. Более того, «Нафтогаз», «Укрзалізниця» и ряд других системообразующих компаний выплачивали в бюджет миллиарды гривен налогов и государственных дивидендов. Всего за полтора года компании из прибыльных оказались убыточными, и это невозможно оправдать эпидемией ковида. Ковид негативно повлиял только разве на пассажирские перевозки «Укрзалізниці», которые всегда считались убыточными, а потому на прибыльность и убыточность компании падение пассажирских перевозок из-за ковида особого влияния оказать не могло. Основной доход «Укрзалізниця» всегда получала и получает от грузовых перевозок, но компания утратила огромную долю рынка грузоперевозок, сумев сохранить себе малую толику того, что имела ранее, о чем далее.
Реальной причиной является бездарное руководство со стороны менеджмента и набсоветов, насаждаемых в последнее время, состоящими преимущественно из иностранцев. Именно они довели до ручки, в том числе, железнодорожное ведомство.
Коллега-журналист Сергей Лямец метко охарактеризовал ситуацию следующим образом:
«Общий диагноз режима Зеленского таков:
1) власть переполнена дилетантами;
2) они получают миллионы, ходят в дорогих костюмах и красиво говорят;
3) но по факту они не умеют управлять доверенными предприятиями.
Вывод: всего за полтора года довели экономику до ручки».
От себя добавим, что навязывание наблюдательных советов и конкретных персонажей в качестве топ-менеджмента со стороны внешнего управления официально осуществлялось не только для улучшения эффективности работы предприятий. С этой задачей, как свидетельствуют данные отчетов компаний, набсоветы и менеджмент не справляются, а загоняют государственные компании в убытки.
В то же время, навязывание набсоветов и менеджмента происходит под циничными и лживыми лозунгами борьбы с коррупцией. И как будет показано дальше на примере «Укрзалізниці», коррупции стало не меньше, а даже больше, она стала системной, и именно она является одной из важнейших причин убыточности предприятий.
Коррупция рулит!
Проблема коррупции в контексте убытков в «Укрзалізниці» тем более является актуальной и показательной, если вспомнить недавнее неожиданное и скандальное увольнение с должности главы правления компании Владимира Жмака, который проработал в этой должности с 26 августа 2020 года до 17 марта 2021 года.
Убытки «Нафтогаза» и «Укрзалізниці»: кто банкротит госмонополии
Сначала приведем на языке оригинала комментарий самого Жмака на мессенджере «Телеграм» относительно его неожиданного и, откровенно говоря, неадекватного увольнения (с некоторыми сокращениями):
«Кабінет Міністрів України прийняв рішення про моє звільнення з посади Голови правління Укрзалізниці. Вказане рішення виглядає, як мінімум, дивно, як у зв’язку із відсутністю підстав, так і з грубим порушенням всіх можливих процедур та закону.
Як це відбувалося?
В понеділок (15 марта 2021 года — Авт.) на позачерговому засіданні Наглядової ради я їй представив трьохгодинний звіт. Жодних коментарів чи, як зараз кажуть, «фідбеків», крім нарікань на погану комунікацію між нами, я не отримав.
Вчора, вранці, у свій день народження (16 марта — Авт), я отримав «святковий» дзвінок від Голови Наглядової ради, який тепло привітав мене, побажав найшвидшого одужання та запропонував терміново написати заяву про звільнення за угодою сторін. Оскільки підстав для такої «дружньої пропозиції» я не вбачав, будь-яких повідомлень про недоліки в своїй роботі від Наглядової ради ніколи не отримував, тому цю щедру оферту не прийняв.
Після цього, сьогодні, ламаючи всі стереотипи про повільність прийняття рішень міністерством інфраструктури, міністр вже з самого ранку підготував та передав Кабміну подання на моє звільнення. Хтось з цим питанням дуже поспішав…
Що нашій команді вдалося за ці півроку? Насамперед – зупинити стрімке падіння компанії та змінити економічний тренд з негативного на позитивний. Фінанси, активи, договори, кредити – все це дісталося нам у вкрай розбалансованому стані. Чому все було так погано – питання радше до Наглядової ради, яка працює з 2018 року та призначала попередніх керівників й приймала їх звіти. Ми ж робили те, для чого нас покликали – 4-ий квартал 2020 року став успішнішим, ніж аналогічний у два попередніх докризових роки, частка вагонів УЗ на ринку зросла з 16 до 24 відсотків, ми почали ламати схеми та боротися з корупцією, повернули УЗ довіру ринку та ділової спільноти, пасажирські маршрути відновлювались, електроенергію стали купувати напряму у виробника та за два місяці 2021 року продали металолому в два рази більше, ніж за весь 2020 рік.
Нами був напрацьований алгоритм анбандлінгу УЗ та підготовлено амбітний фінансовий план (щоправда, «традиційні» темпи Мінінфраструктури не дозволили нам його досі затвердити).
Що буде далі? Важко сказати, бо тепер це безпосередня відповідальність Наглядової ради. Їй буде непросто, бо призначити вже п’ятого керівника за якихось три роки – неабияка задача і не так просто замінювати голову правління, як тільки він перестає бути «слухняним». Але зазначу — те, що вдалося мені за шість місяців перебування на посаді, не вдавалося нікому за останні три роки. І просто для роздуму: коли вагони УЗ стояли під парканом, заробляв хтось інший; коли вагони УЗ поїхали і почала заробляти УЗ — хтось інший свої заробітки втратив.
Я прагнув зробити УЗ локомотивом економіки України в 2021 році…»
Как видим, экс-глава правления «Укрзалізниці» Владимир Жмак, поработавший в этой должности «всего ничего», высказывается хоть вроде бы и резко, но достаточно обтекаемо и сдержано. В то же время из этих его высказываний следует, откровенно говоря, коррупционная подноготная убытков компании, проистекающая из интересов закулисных игроков-олигархов, коррумпированной основы менджмента компании, бывшего и действующего, поскольку сменить всех Жмак не успел, да и не мог это сделать, а также неблаговидная роль высокооплачиваемого наблюдательного совета.
Свет на истинные причины увольнения Жмака, а также на коррупционные корни убытков УЗ проливает пространный комментарий в соцсетях вышеупомянутого Сергея Лямца, который опирается на свои источники информации:
«Уволили руководителя «Укрзалізниці» Владимира Жмака…
Истинная причина не разглашается. Расскажут разное. Что тендеры не так провел, что тарифы не повышал (а понижал) или не задекларировал новую шубу. Но хочется знать истинную причину. Давайте рассуждать, исходя из тех фактов, которые есть.
Факт первый. За увольнением торчат уши кого-то большого.
Чьи, догадаться несложно. Еще недавно я писал, что «Укрзалізниця» годами (!) закупала у «Интерпайп» Виктора Пинчука колеса с нарушением тендерных процедур. Знаменитый на всю страну «соросятный» набсовет «не видел» ничего подозрительного в 42-х совпадающих тендерах. Лоббисты Пинчука работали и продолжают работать.
Еще насчет большого. Насколько я слышал, инициатива снять Жмака шла из Офиса президента. В переводе это означает, что активизировался кто-то из акционеров Владимира Зеленского. Их, как известно, несколько: Игорь Коломойский, Арсен Аваков, Виктор Пинчук и собственно друзья по «95 кварталу».
Кому из них нужна «Укрзалізниця»? Правильный ответ – всем, но системный интерес есть только у двух: Коломойского и Пинчука. Коломойский мог бы стать монопольным поставщиком дизельного топлива, правда, пришлось бы что-то делать с пропинчуковским набсоветом. Пинчуку тоже нужно, чтобы продавать УЗ свои колеса. Да и вообще, лишний козырь в глазах хозяев соросятного движения.
К слову, увольнение Жмака не стало таким уж сюрпризом. Не так давно была создана парламентская следственная комиссия (ТСК) по «Укрзалізниці». Комиссия и комиссия, но за нее проголосовали большинством голосов. Мимо Офиса президента такой вопрос не прошёл бы. А значит, все было договорено.
Совсем на днях ТСК тайно собралась с набсоветом компании – правление Жмака не пригласили. По документам, комиссия должна была расследовать, почему ухудшились показатели работы УЗ с 2017 по 2020. Но! тут же вынесла недоверие только что назначенному правлению. Значит, это и была цель.
Я писал об этой комиссии тут.
Все указывает на то, что на УЗ зашел крупный системный игрок. С вероятностью 99% — олигарх и акционер президента. С вероятностью 99,5% — Виктор Пинчук.
Факт второй. Набсовет «Укрзалізниці» защитил себя.
В начале 2020 министр инфраструктуры Владислав Криклий выступал с заявлением о том, что в УЗ творится полный мрак и нужно менять руководство. Это шло вразрез с заверениями набсовета, будто все отлично. В качестве «все отлично» набсовет предъявлял головой отчёт о росте прибыли компании. Прибыль, конечно, вещь хорошая — но далеко не самая важная в оплоте УЗ.
Состоялся конкурс, новым главой правления УЗ стал Жмак. И почти сразу всплыла чёткая вина набсовета.
Оказалось, что за несколько последних лет доля «Укрзалізниці» в грузовых перевозках Украины сократилась до 19%. Шокирующе, ведь когда-то УЗ была монополистом.
А самое главное, до недавних пор «Укрзалізниця» скрывала факт своего позора. То есть, УЗ теряла долю рынка, но об этом никто даже не вспоминал. И ладно, если бы скрывали только хитрые руководители, которые скорее всего сотрудничали с олигархами. Скрывал тот самый независимый набсовет имени Виктора Пинчука.
Последние два года набсовет «Укрзалізниці» сознательно замыливал глаза всем нам. Шевки Аджунер (глава набсовета — Авт.) и товарищи создавали дымовую завесу, рассказывая о борьбе с коррупцией, а тем временем компания загибалась сначала под руководством Евгения Кравцова, а потом Ивана Юрика. Который, кстати, стал и.о. руководителя и в этот раз.
Благодаря этому прикрытию, УЗ почти потеряла рынок грузоперевозок! Тот самый сегмент, который кормит тысячи железнодорожников, пассажирские перевозки и госбюджет, — загибается. Рынок перевозок заняли частники вроде Андрея Веревского и Рината Ахметова.
Доля рынка — куда более важный показатель, чем прибыль. Он значит, что компания заработает и в следующем году, и в следующем.
Кто это должен был контролировать? Гройсман? Гончарук? Шмыгаль? Зеленский? Нет — набсовет.
Но впервые шокирующие цифры озвучило новое правление. Это, конечно, некрасиво по стороны Жмака. Возник репутационный урон для набсовета. А тут еще и скандал с согласованными тендерами от Пинчука…
Факт третий. Действия Жмака возмутили частных перевозчиков.
Если доля УЗ сократилась до 19% всех грузовых перевозок, то доля частников выросла до 81%. Как это произошло? Понятное дело, что не за один год, Годами частники скупали вагоны «Укрзалізниці» и ввозили вагоны из России. А набсовет некогда монополии – молчал. Ну просто готовое уголовное дело, казалось бы.
Я уже писал, что новое правление принялось бороться за возврат рынка под контроль УЗ. То есть, начало отбирать перевозки у частников. Те возмутились, и вскоре пошла ответная волна. Сначала ТСК, потом остановка борьбы за возврат рынка, а теперь увольнение Жмака.
Получается, что набсовет «Укрзалізниці» работает не на компанию, а на частных перевозчиков. Кстати, и Кабмин тоже. Вот такой он, олигархический премьер Шмыгаль.
Факт четвертый. Дискредитирована сама идея конкурса.
Давно пора завязывать с таким явлением, как конкурсы. По сути, этот механизм внедрили «соросята», чтобы назначать на важные позиции своих ставленников.
Но вот же парадокс. Жмака назначили через конкурс, и совсем недавно. После заявления Криклия в начале 2020, в течение шести месяцев искали нового главу, топовое HR агентство перебирало кандидатов, проводило проверки, оценки, интервью. Набсовет очень хотел сохранить должность за «своим» Юриком. Но пришлось торжественно отдать должность Жмаку. Ведь есть результат конкурса, будь он неладен.
Однако новое правление оказалось «неправильным». Вместо того, чтобы принять линию набсовета и продолжить сливать рынок частникам, рассказывая о борьбе с коррупцией, новый менеджмент начал возвращать «Укрзалізниці» рынок перевозок. Еще и подсвечивать старые грехи набсовета.
Что означает увольнение Жмака для УЗ? Уверен, что борьба за возврат доли рынка окончена. Даже если сейчас «Укрзалізниця» уволит работников, продаст вагоны, повысит тарифы, расформирует больницы и выпустит евробонды, все это отразится только на увеличении прибыли. Но стратегически, впереди у великих реформаторов – большая «задница». Но до нее можно ехать еще несколько лет. Еще несколько лет можно получать заоблачные зарплаты и закупать колеса у Пинчука. А там – кому она нужна, эта «Укрзалізниця»?
Ну а что касается коррупции – разве она исчезнет? Ведь один только Пинчук – это уже коррупция. А таких пинчуков – огромное множество. Они кормятся с «Укрзалізниці» на разных уровнях. А потом – выборы, и «слугам» будет уже не до УЗ. Тем временем Пинчук придумает нового президента».
Здесь даже комментировать ничего не следует. Как сказано в Писании, имеющий глаза — да увидит…
Отметим только, что это только «Укрзалізниця». А еще есть «Нафтогаз», «Энергоатом», «Укрэнерго». И везде смысл примерно тот же самый, с поправкой на интересы того или иного криминально-олигархического клана, каковые интересы обслуживают все эти правления и наблюдательные совет.
Воруют даже не с прибыли, а с убытков, поэтому налицо многомиллиардные убытки при многомиллионных зарплатах правлений и набсоветов.
И кстати, думается, что при таком масштабном воровстве эти многомиллионные зарплаты являются отнюдь не единственным и далеко не самым большим источником доходов соответствующих фигурантов…