01.01.19

За что 35 крупных фармкомпаний заплатили пятерым экспертам Минздрава Украины 9 млн грн?

Эндокринолог Маньковский, кардиолог Коваленко, иммунологи Крамарев, Чопьяк и Лапий получили не менее 9 млн грн от фармгигантов Pfizer, Sanofi, Roche, AstraZeneca, Bayer, Abbott, MSD и многих других.


В украинской системе здравоохранения (впрочем, как и во многих других странах мира) на многие решения, связанные с государственным управлением и регулированием, активно влияют профильные эксперты, входящие в экспертные консультативные группы. Особенно много экспертных групп связано с проведением фармакотерапии и, соответственно, с формированием тех или иных сегментов фармрынка.


Это и разработка медико-технической документации (стандартов, руководств, клинических протоколов), регистрация препаратов (консультационно-экспертные группы (КЭГ) Государственного экспертного центра Минздрава Украины (ГЭЦ)), и анализ непредусмотренных побочных реакций от применения препаратов. В одной только системе госзакупок эксперты определяют номенклатуру закупки, разрабатывают медико-технические требования к предмету закупки, определяют объем закупки препарата (в каждом регионе потребность определяет профильный главный специалист, а это тоже экспертная деятельность), а также проводят оценку поданных на тендер предложений на их соответствие выставленным требованиям. Но нельзя забывать: решения экспертов влияют не только на госзакупки, а на весь рынок в целом. Эксперты разрабатывают перечни лекарственных средств и предложения по возмещению стоимости препаратов, формируют проекты государственных программ по лечению тех или иных заболеваний, готовят предложения к бюджетным запросам Минздрава в Верховную Раду, участвуют в разработке проектов постановлений Кабинета Министров Украины по разным вопросам, в том числе регуляторного характера, в сфере здравоохранения и др. От каждого из этих экспертных решений зависит объем реализации препаратов и прибыль фармацевтических компаний.

Читайте также:  Кому принадлежит «Большая Фарма» Америки?

Например, бизнесмен, который хочет дорого и без конкуренции продать свой препарат в Минздрав, в регионе, в отдельную клинику или просто пациенту за его личные средства, должен сначала обеспечить регистрацию своего препарата, затем прописать этот препарат в соответствующем клиническом протоколе, обеспечить его включение в номенклатуру закупки с подходящими только для него медико-техническими требованиями, затем обеспечить необходимый объем заявок на свой препарат, работая с областными и городскими департаментами здравоохранения и т. д. Уже после закупки для сохранения устойчивого положения на рынке (и побед на тендерах на много лет вперед) бизнесмен должен контролировать результаты применения и не допускать появления скандалов, связанных с побочными реакциями. Вместе с тем он должен обеспечить препятствия в каждом из этих пунктов для всех своих конкурентов.


И на каждом этапе процесса ключевую роль играют эксперты. Как выяснилось в результате расследования ОО "Медицинский контроль", украинские эксперты лишь ничтожную долю своих доходов получают в качестве государственной зарплаты. Основной вклад в их благосостояние вносят фармкомпании.

Читайте также:  Виявлена найбільша картельна змова за всю історію США

Организация "Медицинский контроль" опубликовала выписки из налоговых деклараций ряда украинских экспертов из конcультационно-экспертных групп ГЭЦ Минздрава Украины, который ведает регистрацией препаратов в Украине. Из 98 членов консультативно-экспертных групп (КЭГов) в различных формах получали выгоду от сотрудничества с фармкомпаниями 34 человека. Общая сумма доходов − более 26 млн грн.

Борис Маньковский

Эксперт КЭГ ГЭЦ "Эндокринология и обмен веществ", член-корреспондент НАМН Украины, главный внештатный специалист Минздрава по специальности "Эндокринология". Его зарплата по основному месту работы на должности заведующего кафедрой диабетологии Национальной медицинской академии последипломного образования имени Шупика составляет 12 885 грн в среднем за месяц в 2014 году и 12 805 грн в 2015 году. Реальные доходы эту зарплату намного превышают. Кроме официальной зарплаты от НМАПО им. Шупика, платежей от ГЭЦ Минздрава Украины и Института эндокринологии и обмена веществ им. Комисаренко НАМН Украины, Борис Маньковский в 2014-2016 гг. получал доходы от ряда фармацевтических компаний.



Валентина Чопьяк


Главный внештатный специалист Минздрава Украины по специальности "Аллергология. Иммунология. Клиническая иммунология. Лабораторная иммунология", соавтор всех унифицированных клинических протоколов по лечению лечении простуды, ОРВИ и гриппа с 2006 года, заместитель главы КЭГ "Иммуномодуляторы и противоаллергические средства".

За последние два года Валентина Чопьяк получила доходы в размере 1,9 млн грн от фармкомпаний. Какие услуги нужно было оказать для получения гонораров в особо крупных размерах, – вопрос открытый. Есть предположение, что дело в очередной раз в лояльности ее, как эксперта КЭГ, к препаратам тех или иных производителей. Основными спонсорами Валентины Чопьяк в 2014-2016 годах стали такие компании, как "Парексел Украина", "Санофи", "АстраЗенека", "Гедеон Рихтер", "Дельта-Медикал" и НПК "Экофарм".

Самая крупная сумма – 1,2 млн грн от "Парексел Украина". Это международный холдинг, который занимается в нашей стране клиническими испытаниями лекарственных препаратов. Сегодня "Парексел Украина" занимает большой сегмент на украинском рынке клинисследований. Такому положению холдинга способствовала не только лояльность отдельных экспертов ГЭЦ, но и тесные связи с нынешней замминистра здравоохранения Оксаной Сивак. На протяжении 12 лет она была топ-менеджером украинского филиала компании; в 2015 году ее зарплата в "Парексел Украина" составила 774 тыс. грн.

Предположения о том, что Оксана Сивак сохранила лояльность компании с приходом на государственную должность, подтверждаются тем, что с ее приходом в Минздрав Украины и. о. Министра Ульяна Супрун стала содействовать работе "Парексел Украина" (в частности, согласно одному из первых приказов, подписанных ею на должности, "Парексел Украина" получила разрешение на массовое проведение клинисследований). Напомним, что репутация "Парексел Украина" не безупречна, в практике компании были случаи, когда в ходе испытаний у пациентов проявлялись серьезные побочные реакции, но компания не компенсировала в полном объеме ущерб, нанесенный их здоровью. В настоящий момент компании "Парексел Украина" разрешены испытания семи препаратов по трем направлениям лечения – хроническая легочная обструкция, рак легких и язвенный колит – на жителях десяти областей Украины.

Владимир Коваленко

Академик, директор Института кардиологии имени академика Стражеско, глава Ассоциаций кардиологов и ревматологов Украины, сопредседатель КЭГ "Кардиология. Ревматология" и член научно-экспертного совета ГЭЦ Минздрава Украины.

Параллельно с тем, как Владимир Коваленко получает вознаграждения от фармпроизводителей, в номенклатуру закупок Минздрава включаются препараты, производимые монопольно теми транснациональными корпорациями, которые платят эксперту. Размер таких траншей впечатляет – почти 2 млн грн.


Сергей Крамарев


Главный внештатный специалист Минздрава Украины по специальности "Детские инфекционные болезни", член КЭГ "Вакцины и иммунологические препараты", заведующий кафедры детских инфекционных болезней НМАПО им. Шупика.

Работа Крамарева высоко оценена фармацевтическим бизнесом: только за период 2014 год-начало 2016 года он получил более 1 млн грн от фармкомпаний – в основном, "уважаемых представителей иностранных производителей".


Федор Лапий


Главный детский иммунолог департамента здравоохранения Киевской городской администрации, член КЭГ "Вакцины и иммунологические препараты" и известный эксперт по вопросам иммунопрофилактики и вакцинации детей.

Кроме официальной зарплаты от НМАПО имени Шупика, платежей от ГЭЦ Минздрава и Киевской городской детской клинической больницы №1, выжить Федору Лапию помогали доходы от ряда фармацевтических компаний. Лапию платят основные продавцы вакцин в Украине – "ГлаксоСмитКляйн" (GSK), "Пфайзер" и "МСД" (MSD). Это крупнейшие мировые производители иммунобиологических препаратов – всего на долю GSK, Sanofi, Pfizer и MSD к 2022 году придется 80% мирового рынка вакцин.


Почему это происходит и почему это коррупция?


Не секрет, что по всему миру фармкомпании регулярно платят врачам. Это называется промоцией, и эта процедура находится в рамках закона. Получение же миллионных бенефитов членами экспертных органов Минздрава Украины – это не промоция, а самая настоящая коррупция, потому что эти люди не обычные врачи (которым фармкомпании платят за лояльность при назначении своих препаратов), а эксперты, которые влияют на принятие решений в системе государственного управления, хотя и не являются госслужащими.

В каждой из этих групп экспертное мнение очень важно, поскольку от него зависит эффективность расходования бюджетных средств, допуск или недопуск препаратов на рынок (миллионные заказы или многомиллионный рынок сбыта для препаратов). Безопасность и жизнь пациентов тоже зависит от работы таких экспертов. В случае с вакцинами на кону оказывается безопасность и здоровье украинских детей.

Правильное выполнение работы экспертом возможно лишь в том случае, когда он обладает необходимым уровнем компетентности, соблюдает этические нормы, является независимым и незаангажированным. Украинским законодательством регламентировано отсутствие конфликта интересов в работе эксперта: выполняя свои обязанности, он не может получать доход от участников рынка или быть с ними экономически связанным.

Читайте також