02.09.24

Шломо Занд: Европейское еврейство — потомки хазар, подлинные евреи — палестинские арабы

"Никакого изгнания евреев не было"

Впервые я услышала о профессоре Шломо Занде, когда училась в Тель-авивском университете на факультете кинематографии и телевидения. Он тогда написал книгу о взаимосвязи между кино и историей и давал нам лекцию по этой теме. Но очень скоро внимание аудитории переключилось на скандальное произведение "Кто и как изобрел еврейский народ", и про кино все забыли. Теперь, спустя много лет, я решила взять интервью у доктора Занда и задать те вопросы, которые тогда задать не удалось. Мы связались по "Зуму", потому что профессор проводит лето во Франции.

Shlomo Sand
Shlomo Sand

— Ваши выступления, книги, интервью всегда вызывают много споров и критики. Вы специально идете на провокацию?

— Я долгое время старался сидеть тихо и не высовываться. До тех пор, пока не получил должность штатного профессора Тель-авивского университета, а это означает, что меня нельзя было уже уволить. Кроме того, я решил начать задавать вопросы, которых до меня никто не задавал. Один из главных вопросов, который меня волновал: правда ли, что еврейский народ был изгнан с этой земли? Если вы откроете Декларацию независимости, то первое, что вы увидите, — это заявление, которое сформулировал Давид Бен-Гурион: "Евреи были силой оторваны от своей земли". Но когда я начал изучать эту тему, выяснилось, что нет ни одного доказательства изгнания. Ни одной книги, написанной на эту тему! Почему? Почему даже Иосиф Флавий об этом не писал? Я всегда подозревал, что нам чего-то недоговаривают, а в некоторых случаях и просто лгут. Между прочим, об этом знал и сам Бен-Гурион. Миф об изгнании — догма, которая никогда не подвергалась сомнению, точно такая же, как непорочное зачатие в христианстве. Это просто воспринималось как истина. Но я выяснил, что никакого изгнания не было.

— А насколько вообще можно доверять истории как науке? Есть разные теории, более или менее достоверные. Но насколько они соответствуют действительности?

— Нет, конечно, история — это не точная наука. Даже та история, которая основывается на фактах и свидетельствах. Это скорее астрология, чем астрономия. Историк собирает информацию из разных источников и выстраивает из нее сюжет. Естественно, это не физика и не химия, потому что невозможно провести аналогичный эксперимент и добиться аналогичного результата. История — это не истина, это попытка приблизиться к истине. Кроме того, история все время переписывается. Например, пятьдесят лет назад во Франции в школах на уроках истории детей учили тому, что они произошли от галлов. Сегодня это, естественно, не практикуется, потому что теперь известно, что французская нация — это результат бесконечных смешений разных народов и племен. Между прочим, то же самое было и с немцами, которые в определенный момент своей истории решили, что они потомки арийцев. Но сегодня, изучая историю индейцев в Америке, есть больше шансов действительно добраться до правды, чем изучая еврейскую историю в Израиле. Потому что "сионистский миф" строится на "мифе об изгнанном народе", и друг без друга они существовать не могут.

В своей знаменитой книге "Кто и как изобрел еврейский народ" Шломо Занд последовательно доказывает, что евреи как народ перестали существовать две тысячи лет назад. Но не вследствие изгнания, а просто потому, что они практически исчезли с лица земли. Некоторые были обращены в рабство и высланы, другие ушли в поисках лучшей доли, третьи обратились в христианство и перестали быть иудеями.

Читайте також: Ашкенази та сефарди: етнокультурна відмінність

— Логично тогда задать вопрос: откуда в мире появилось так много евреев?

— Двести лет назад вообще никаких народов не было в нашем сегодняшнем понимании. Сегодня мы называем народом некоторое количество людей, которые объединены одним языком, культурой, традициями. И кстати, в ТАНАХе нет ни единого упоминания ни о "народе Израиля", ни о "еврейском народе".

— Тогда что же объединяло этих людей, которые себя называли евреями на протяжении двух тысяч лет?

— Их объединяла огромная, непоколебимая сила, которая называется "вера". Причем не просто вера, а вера именно в единого Бога. Эти люди превратились в "изгнанный народ" не благодаря изгнанию, а потому, что христиане дали им такое название. Христианство видит в иудаизме своего главного соперника, а в последователях этой религии — своих непримиримых врагов. Поэтому делается все, чтобы демонизировать этих людей, делегитимизировать их веру. Таким образом создается миф об изгнании евреев со Святой земли в качестве наказания за распятие Иисуса.

— То есть получается, что христианский миф об изгнании со Святой земли в качестве наказания за "казнь" совпадает с иудейским мифом об изгнании из рая в наказание за "непослушание"?

— Замечательно сказано! Мне это не приходило в голову! Я даже не думал, насколько это имеет глубокие корни. Хотя это скорее похоже на Вавилонское изгнание, благодаря которому зародился монотеизм. Но тем не менее миф об изгнании прочно укоренился в истории, и евреи превратились в "народ-скиталец". Я же утверждаю, что никакого "еврейского народа" нет. Есть иудейская религия.

— Тогда непонятно, и в вашей книге это не объясняется: каким образом эти люди, которые не были изгнаны, но называли себя евреями на протяжении двух тысяч лет, сохранились? Почему они не растворились и не исчезли, как исчезли сотни других племен?

— Потому что есть что-то в этой религии, что продолжает удерживать этих людей вместе. Важно понять еще одну вещь, о которой тоже никто не говорит. Иудаизм — это миссионерская религия. Поэтому он распространился по средиземноморскому побережью намного раньше, чем это сделало христианство. Об этом пишут еще римские историки. Они видят в иудаизме опасность для себя, потому что он несет угрозу их язычеству. Иудаизм — это первая монотеистическая прозелитская религия. Причем гораздо охотнее обращаются в иудаизм женщины, чем мужчины. Их привлекает идея "ритуального омовения". В то же время мужчин останавливает необходимость делать обрезание при переходе в новую веру. Кстати говоря, я считаю, что основной причиной победы христианства над иудаизмом было именно то, что оно отказалось от ритуала обрезания. Стать христианином было намного легче, чем иудеем. И в этом христианство было предпочтительнее. Христианство — это младший брат иудаизма, который ненавидит его, но определяет себя через призму иудаизма. Вы смотрите, что написано в Новом Завете. Отец Иисуса Иосиф происходит из "семени Авраама", то есть он настоящий прямой потомок прародителя. Эта идея "правильного происхождения" до сих пор чрезвычайно важна для людей.

"Именно в "сумеречной зоне" между колеблющимся язычеством, частичной приверженностью иудаизму и полным его усвоением прокладывало себе дорогу христианство. На широкой волне иудейского монотеизма и расцветших вокруг него многообразных синкретических культов сформировалось новое, более открытое и гибкое вероучение, умевшее достойно принять каждого, кто обратился к нему". ( Из книги "Кто и как изобрел еврейский народ")

— Разве в ТАНАХе нет запрета на миссионерскую деятельность?

— Нет такого запрета. Ни в коем случае. Первый запрет на миссионерскую деятельность накладывает император Константин в четвертом веке нашей эры. Это он ввел такие понятия, как запрет на брак с неевреями, запрет на привлечение неевреев к иудаизму, запрет на иудеизацию рабов и так далее. Тем не менее, иудеи занимались миссионерством, и не только словом, но и мечом. Вот простой пример. Вы слышали о восстании маккавеев, восстании хасмонеев. В Израиле это событие представляют как "народный бунт". В действительности же этот бунт охватывает очень небольшую территорию в треугольнике Модиин-Иерихон-Иерусалим. Это первый успешный монотеистический бунт в истории. Вследствие этого восстания появляется Царство маккавеев. Но это не восстание против эллинизма, это восстание против язычества. Когда Иоанн Гиркан завоевывает юг, пустыню Негев, он насильно обращает население (идумеев) в иудаизм. То же самое происходит и в Галилее, где насильно иудеизируют набатейцев. Возьмите Книгу Эстер, одну из последних книг ТАНАХа, и вы увидите, что делают хасмонеи, там впервые упоминается термин "иудеизироваться" и описывается, как все боялись иудеев, и поэтому приняли иудаизм. Это первое упоминание в истории о миссионерстве: "Если ты не обрезаешь крайнюю плоть, то убирайся отсюда!" Если вы ищете доказательства того, что иудеи занимались миссионерской деятельностью – ищите их во времена хасмонеев.

— Ну мы уже поняли, что христиане придумали миф об изгнании, а сионисты его активно использовали для оправдания поселенческой политики. Но вы так и не отвечаете на вопрос: откуда взялось столько евреев?

— Вот! Это важный вопрос. Писатель Артур Кестлер написал блестящую книгу "Тринадцатое колено" о Хазарском каганате. Эта книга произвела на меня очень сильное впечатление. И это не выдумка. А потом все-таки не забывайте, что я историк, я начал изучать эту тему и задался вопросом: сколько было иудейских царств в древности? Уже Иосиф Флавий (которого, кстати, сами иудеи не читали, и только благодаря христианской церкви его сочинения были сохранены и распространены) пишет о том, что в районе нынешнего Курдистана существует иудейское царство. В Израиле пытаются принизить важность этого события и говорят, что "только царская семья и аристократы приняли иудаизм". Да, конечно, не весь народ принял иудаизм. Но почему это вообще произошло? Я продолжил исследования и обнаружил, что были и другие иудеизированные царства, причем в разных уголках планеты. В Израиле пытаются всячески замять эту информацию. Почему? Да потому, что она противоречит основному мифу иудаизма о "рассеянном народе"!

— То есть вы хотите сказать, что иудеи обращали в свою религию целые народы…

— Скорее, население разных территорий.

— Хорошо, пусть так. По-вашему, иудеи обращали в иудаизм населения разных территорий, включая север Африки, откуда пошли евреи — жители арабских стран, Эритрею, откуда произошли эфиопские евреи, и даже Киевскую Русь?

— Да, да, именно так. Но в Эфиопии побеждает христианство, и иудеи превращаются в меньшинство, а в Йемене, которое было очень крупным государством северной Африки, побеждает ислам. Нет другого объяснения распространению иудаизма в мире, кроме как с помощью иудеизации целых царств и территорий. Откуда в России появляются полтора миллиона евреев? Вы думаете, что к ним так замечательно относятся, что они размножаются с дикой скоростью? Нет, конечно. Откуда в Киеве появляется "хазарский квартал"? Откуда появляется предубеждение против хазар, что они якобы угрожают российскому государству? Откуда все эти легенды? Вот оттуда, от Хазарского каганата, который когда-то был иудеизирован и властвовал на территории современной России и частично Украины. И даже идиш имеет славянскую основу.

"У хазар захватывающая история. Она начинается в IV веке н. э. с нескольких кочевых племен, сопровождавших гуннов в их грандиозном переселении на Запад. Ее следующий этап — создание гигантской степной империи в Поволжье и на Северном Кавказе. Она завершается в XIII веке, когда натиск монголов уничтожил последние остатки этого некогда величественного царства". (Из книги "Кто и как изобрел еврейский народ")

— Вы хотите сказать, что мы, евреи из бывшего Советского Союза, да и все евреи Европы, потомки древних хазар?

— Да, именно так. Поэтому внешне мы больше похожи на турок, чем на славян. Кроме того, монгольское нашествие в двенадцатом веке заставляет хазар отправляться на запад, а по дороге они смешиваются со славянами. История — это бесконечное количество смешений различных народов. Кроме того, известно, что у хазар было множество рабов — представителей северных народов. И они тоже были иудеизированы. Таким образом, эти геры распространяются по Европе. К тому же иудейская вера была так сильна, что создаются общины, в которые приглашаются самые знаменитые и авторитетные раввины того времени.

— Давайте подведем предварительный итог. Итак, согласно вашей теории, изгнания никогда не было. Иудаизм распространялся по миру при помощи иудеев-миссионеров и обращал население и целые царства в иудаизм. Оттуда, из этих исчезнувших царств, иудеи разбрелись по разным уголкам планеты, пока не пришел Гитлер и не решил навести с этим порядок.

— Да-да, пока все правильно.

— Тогда возникает главный вопрос: кто же те "настоящие" иудеи, которые никуда не изгонялись, никаким миссионерством не занимались и проживали на территории Иудеи и Израиля все эти тысячи лет?

— Палестинцам тоже очень не нравится то, что я говорю. Они себя считают арабами и ни в коем случае не евреями. Но вероятность того, что палестинец, который сегодня живет на этой территории, — потомок древних иудеев, принявших ислам в седьмом веке, в тысячу раз выше, чем вероятность того, что я или вы — потомки древних иудеев.

— Таким образом, у нас, репатриантов, нет прав на эту землю?

— Конечно, нет! А даже если бы и было изгнание, то это просто смешно — говорить о каких-то "правах" через две тысячи лет! Никаких "исторических прав" не существует, это сфабрикованное изобретение сионистов, которые, между прочим, прекрасно знали, что никакого изгнания не было! Кстати, вы употребили слово "репатриант" — это еще одно порождение сионистской мифологии. Нет репатриации, есть обычная эмиграция.

— Но любой народ придумывает себе мифологию, это же естественно. Вы уже говорили про Францию и про "галльское" происхождение французов.

— И эти мифы всегда приводят к катастрофе.

Шломо Занд — не только последовательный отрицатель существования "еврейского народа". Он так же категорически отрицает любую генетическую связь между теми, кто называет себя евреями. По его мнению, изобретение понятия "евреи по крови" принадлежит сионистской историографии. При этом он игнорирует тот факт, что сегодня существует анализ ДНК, по которому можно получить полное исследование своей генетической принадлежности к тому или другому народу.

— Это полная чушь, нет никакого научного доказательства в плане генетики. Эти идиоты-генетики пытаются доказать, что есть "еврейский ген". Это полная ерунда, я даже собирался написать об этом целый роман. Мы уже говорили, что история — это не наука. Так вот, генетика, которая пытается найти "научные доказательства" принадлежности к народу, — это хуже, чем "лженаука", это профанация. Более того, это очень опасная профанация. Не верьте им ни в коем случае!

— То есть, по-вашему, генетика — продажная девка империализма. Вы, кстати, все еще коммунист?

— Нет, я им перестал быть в шестьдесят восьмом году, после вторжения советских войск в Прагу. Но вопросы равенства и справедливости для меня всегда очень важны.

— Прекрасно. Но как бы то ни было, Израиль как государство существует больше семидесяти лет. И израильский народ существует, и язык, и культура. И право на эту землю было завоевано и оплачено кровью и, кстати, деньгами. Неужели этого недостаточно, чтобы признать как свершившийся факт существование государства Израиль?

— Я никогда не подвергал сомнению факт существования Израиля. Исторические выдумки и откровенная ложь тоже создают и народы, и государства. Сионизм не смог создать еврейский народ, потому что большинство евреев не хотят жить в "еврейском государстве". Категорически не хотят. Вы знаете, что у нас отрицательная миграция? То есть больше евреев уезжает из Израиля, чем приезжает? Постоянная опасность новой войны не дает ощущения спокойствия и безопасности, поэтому они покидают Израиль. К тому же сионизм создал здесь два народа: израильский и палестинский. Я вам больше скажу, если бы в сорок восьмом году существовал палестинский народ, Израиля бы не было. Но именно благодаря ему палестинцы в итоге стали народом, и этот народ был создан в ответ на еврейскую колонизацию. Израильтяне возникли в результате сионисткой деятельности, а палестинцы — в результате захвата территорий. Более того, мы продолжаем эту захватническую деятельность, мы продолжаем отравлять им жизнь, а они, в свою очередь, отравляют нам. Как историк, я знаю, что ситуация имеет свойство меняться, и ничто не вечно. Сегодня я не верю в формулу "два государства для двух народов" из-за развития поселений и слабости арабского мира. Я вижу ситуацию в пессимистическом свете.

— И какой же выход вы предлагаете?

— Я вижу только одно решение: конфедерация по принципу Канады.

— То есть арабскую автономию внутри государства Израиль?

— Нет, во-первых, я предлагаю отказ от понятия "государство Израиль". Сегодня на территории между рекой Иордан и Средиземным морем проживают семь миллионов арабов и семь миллионов евреев. Я вижу два сценария: или они продолжат убивать друг друга, или они начнут искать способы решения этой проблемы. Я вижу решение в создании конфедерации. То есть две автономии, взаимно уважающие друг друга, сохраняющие военный нейтралитет. Как Канада, прекрасный пример. С другой стороны, есть Югославия, и это плохой пример. И чем лучше арабы живут в Израиле, тем больше у них ощущение "национальной гордости". И это привело к тому взрыву, который мы наблюдали два месяца назад. Государство Израиль не должно принадлежать евреям. Оно должно стать государством всех граждан.

— То есть полный интернационал, в лучших традициях марксизма-ленинизма.

— Нет, зачем же. По принципу ведущих государств мира. Франция не принадлежит французам, она принадлежит французским гражданам. И Британия принадлежит не англичанам, а британским подданным. И так далее. Сегодня существует еврейская культурная гегемония, и с ней пора покончить.

— С другой стороны, мы видим, как в Великобритании идет мощное движение отсоединения Шотландии, а в Испании — движение отсоединения басков и каталонцев. Так что ни о каком "единении" в "развитых странах" речь не идет.

— Да, исторически главенствующим народов в Испании были кастильцы, и они создали государство. Но сегодня левое правительство заявляет однозначно: мы больше не кастильцы, мы испанцы. На это каталонцы отвечают: уже слишком поздно. Вы так долго над нами властвовали, что мы больше не хотим иметь с вами ничего общего. Я надеюсь, что в Израиле этого не произойдет, и мы успеем сказать всем: "Мы израильтяне".

"Уже поздно пытаться превратить Израиль в монолитное и гомогенное национальное государство. Но если глупо требовать от израильских евреев упразднения своего государства, то не только допустимо, но и абсолютно необходимо настаивать на том, чтобы они перестали считать его своей безраздельной собственностью и отказались от сегрегации, подвергающей открытой дискриминации значительную часть граждан, рассматриваемых ими как нежелательных чужаков…" (Из книги "Кто и как изобрел еврейский народ")

— Скажите, а вы антисионист?

— Я разделяю антисемитизм и антисионизм, не считаю, что это одно и то же. Себя я определяю не как антисиониста, а как несиониста. Забавно: сто лет назад антисемитом считался тот, кто утверждал, что существует "еврейский народ". Сегодня антисемит — этот тот, кто считает, что его нет. Я утверждаю, что не существует ни "еврейского народа", ни "еврейского семени".

— Но таким образом вы даете оправдание всем антисемитам и антисионистам. Своими высказываниями вы поддерживаете ненависть к евреям в мире. Вы не чувствуете ответственность за свои слова?

— Это участь любого автора. Его книги после выхода в свет больше ему не принадлежат. Я не могу нести ответственность за то, как потом используются мои слова и книги. Мои книги переведены на десятки языков, я не могу уследить за всеми последствиями. Однажды я получил книгу от американского психиатра-еврея, который мне написал: "Если бы ваша книга вышла сорок лет назад, у меня было бы намного меньше клиентов". Понимаете? Моя книга уничтожает саму проблему "еврейского самосознания", потому что нет такого народа, нет евреев. И поэтому многие люди могли бы избежать больших психических проблем, если бы об этом знали раньше.

Книгу "Кто и как изобрел еврейский народ" Шломо Занд заканчивает на пафосной ноте: "И если прошлое нации было по преимуществу мечтой-сновидением, то почему нам не может присниться уже сейчас новое, иное будущее — за миг до того, как сон превратится в кошмар?" По его мнению, израильский народ все еще "спит" и остается в неведении о том, что евреев придумали сионисты. Но Занд, как настоящий бунтарь и провокатор, не остановился на достигнутом. Его новая книга называется "Как я перестал быть евреем".

— А кем вы стали, перестав быть евреем?

— Прежде всего человеком. Ну и во-вторых, израильтянином польско-еврейского происхождения. Я не хочу принадлежать к "закрытой касте". Это приводит только к разрушениям и трагедиям.

Майя Гельфанд, журналист, 18 июля 2021

* * *
Книга Кто и как изобрел еврейский народ — Занд Шломо: Аннотация

В своей книге, за несколько месяцев ставшей мировым бестселлером, профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд смело ломает статус-кво еврейской национальной историографии, ставя вопрос о существовании «вечного» еврейского народа. Опираясь на многочисленные труды еврейских и нееврейских историков XIX–XX веков, он убедительно показывает, что этот народ состоит из потомков прозелитов из Африки, Европы и России, объединенных общей мифологией. Читатель-скептик, прочитавший увлекательную книгу, сможет облегченно вздохнуть — законы истории не делают для евреев никаких исключений.

Книга посвящена, в основном, двум смежным темам: критическому разбору эволюции еврейской историографии, включая современную израильскую, и тому, что автор именует демифологизацией еврейской истории на различных её этапах. Кроме того, автор подробно разбирает становление концепции еврейского народа-расы и его связи со страной Израиля (Эрец-Исраэль, Палестина), а также еврейско-израильские идеологии идентичности.

Занд начинает с утверждения о мифологическом характере изложения еврейской истории в основных еврейских историографических трудах и пытается подробно анализировать имеющуюся, по его мнению, идеологическую подоплёку этого.

Занд полагает, что мифологическая трактовка прошлого естественно порождает «мифологическое настоящее», в частности то, что он считает современным мифом о «вечном, внеисторическом и едином еврейском народе-расе», причём ярче всего она проявляется в описании истории евреев в Средние века. Конкретнее, именно средневековое еврейство было объявлено, по мнению Занда, неделимой уникальной расой, живущей вне исторических законов, одновременно — «расой изгнанников», некогда изгнанной римлянами со своей земли и скитавшейся на протяжении многих столетий, пока, наконец, снова не обрела «древние мистические права». Занд утверждает, что любое несогласие с этой теорией «приравнивается сегодня к религиозной ереси», объявляется антиизраильским и антисемитским.

Занд считает необходимым сделать изучение еврейской истории методологически независимым от националистической исторической мифологии. Он приводит многочисленные документальные свидетельства, указывающие, по его мнению, что «концепция единого биологического еврейского народа, прошедшего невредимым через тысячелетия государственности и диаспоры, — недавнее изобретение». По его мнению, «оригинальная идея подменить иудейский религиозный коллектив, состоящий из разнородных субэтносов, вечной нацией-расой, сохраняющей биологическое единство, не только фактически нова, но и является типичной политической теорией Нового времени». Она была, по мнению Занда, изобретена в XIX веке, когда европейская культура породила современное понятие нации.

Занд утверждает, что «огромную роль в этой фальсификации сыграла еврейская историография, как бы заместившая умирающую иудейскую религию. Еврейские историографы не просто переписали историю, взяв Библию в правую руку, а расовый миф — в левую; они шаг за шагом стирали в коллективной памяти элементы реальности, современной и исторической, бывшие ранее её естественной частью».

Автор высказывает мнение, что идея провозгласить себя «избранным народом» возникла у глав еврейских общин как способ выжить и сохранить иудаизм среди других религий. Согласно Занду провозглашение себя народом, который «Бог избрал для осуществления особой миссии», было продуманным и очень удачным шагом, чтобы убедить евреев оставаться евреями.

Занд описывает основные факты еврейской истории, ставшие, по его словам, общепринятым научным консенсусом последних десятилетий. Вот как суммирует редактор русского издания книги исторические взгляды Занда:

Реальная политическая история Древнего Израиля началась в сколько-то централизованной форме лишь в IX веке до н. э. (а не гораздо раньше, как до сих пор рассказывается в большинстве исторических книг), исход Израиля из Египта — миф, завоевание Ханаана Иисусом Навином — даже не миф, а этиологический вымысел; «великая империя» Давида и Соломона — неаккуратное позднейшее изобретение. Впрочем, Занду намного важнее разъяснить читателям гораздо более простые исторические факты, общеизвестные всего 60-70 лет назад, а ныне загнанные в подполье. Именно, начиная с II века до н. э. иудеи активнейшим образом занимались прозелитизмом на всем околосредиземноморском пространстве, не брезгуя насильственным обращением в иудаизм завоеванных Хасмонеями племен; римляне не изгоняли евреев из Иудеи ни после разрушения Иерусалима в 70 году н. э. (иначе кто восстал бы против них в середине II века?), ни после восстания Бар-Кохбы во II веке (иначе откуда взялся бы еврейский экономический и культурный расцвет III века, века Мишны?), более того, они их вообще не изгоняли; демографический и экономический пики палестинской еврейской истории приходятся на V—VI века н. э., то есть на период византийского владычества. Таким образом, «великое изгнание» евреев из Иудеи выдумано от начала до конца.
По Занду, первыми изобретателями вымышленного изгнания были не евреи, а христиане. Еврейское рассеяние трактовалось ранними христианскими богословами как наказание за смерть Христа. Позднее оно было адаптировано постталмудической еврейской литературой.

Занд неоднократно подчёркивает, что все его основные исторические тезисы не являются недавними открытиями. Напротив, они хорошо известны специалистам, но почти неизвестны широкой общественности. Его собственными являются лишь синтез и систематическое изложение этих данных, а также попытка их историографического суммирования.

Вот что пишет Занд в своём предисловии к русскому переводу книги:

«В ходе работы над этой книгой я не сделал никаких фактических открытий. Практически все материалы, с которыми я столкнулся, были известны сионистским и израильским историографам… или даже описаны ими. Однако немалой части этих материалов не было уделено достаточного внимания, а все прочее быстро замели под «историографический ковер» или охотно «забыли» из-за несоответствия идеологии формировавшейся национальной памяти. Самое потрясающее: значительная часть содержащихся в этой книге данных и сегодня хорошо известна в узком профессиональном кругу; при этом «опасная» информация всегда «терялась» на полпути к коллективной памяти и системе образования. Мне оставалось, по существу, лишь организовать и упорядочить эту историческую информацию на новой основе, стереть пыль со старинных исторических свидетельств и заново обратиться к ним со старыми вопросами. Мои выводы напрямую породили радикальный нарратив, существенно отличающийся от того, который я изучал в детстве и юности».
В частности, Занд утверждает, что, отрицая реальность насильственного изгнания евреев из Иудеи, он также не делает никакого открытия. «Ведь даже в изданном в 50-х годах прошлого века хрестоматийном трактате „Израиль в изгнании“ (его автор — министр просвещения Израиля Бен-Цион Динур!) история еврейской диаспоры начиналась лишь с VII века, то есть с арабского завоевания Палестины». Динур подробно объяснил, почему классическое представление об изгнании евреев римлянами является антинаучным.

Разбирая историю еврейской диаспоры, Занд излагает тезисы, которые считает общеизвестными научными данными:
  • некоторая часть испанского еврейства, отчасти принявшего христианство, отчасти изгнанного с Иберийского полуострова в XV—XVI веках, происходила от перешедших в иудаизм североафриканских берберских племен;
  • первоначальные ядра восточноевропейских еврейских общин образовались в результате иудейской эмиграции с юга и с востока, а не из Западной Европы;
  • йеменская еврейская община возникла на руинах южноаравийского иудейского государства Химьяр, созданного арабскими прозелитами и погибшего ещё в домусульманские времена. Он напоминает, что многие основоположники политического сионизма долго колебались, следует ли поощрять иммиграцию этих «нечистокровных» евреев в Палестину.
Занд пересказывает теорию наличия иудейских корней у большинства современных палестинских арабов и напоминает, что её отстаивали, в числе других, создатель еврейского государства Давид Бен-Гурион и его будущий президент Ицхак Бен-Цви, написавшие на эту тему совместный классический труд. Занд объясняет, когда и по каким причинам эта теория была оставлена как израильской историографией, так и израильской системой преподавания истории".

Заключительная часть книги пытается анализировать современные израильские политические идеологии и эволюцию еврейско-израильской идентичности. Занд призывает превратить Израиль из чрезвычайно специфической этнократии в демократию одного из существующих западных типов, в рамках которой государство принадлежит всем своим гражданам и только им и базируется на принципах полного гражданского равенства.

Читайте також