Крупнейшие
фармацевтические компании задавали тон международной борьбе с COVID-19,
устанавливая стандарты вакцинации и лечения с помощью как открытого
продвижения, так и лоббизма на уровне правительств и регуляторов. Анализ
их постоянно меняющейся публичной позиции – хороший способ понять, куда
дуют «пандемийные ветры».
Октябрь 2021: Pfizer и BioNTech
утверждали, что “эволюция вируса только началась”, но 4 доза может
понадобиться в течение 12-18 следующих месяцев. Это было призвано: а)
убедить население, что вакцинация не теряет актуальности, б) подстегнуть
кампанию по ревакцинации 3 дозой тем, что вакцинированные ее смогут
быть свободны год-полтора.
Появление омикрона и
готовность стран к сокращению промежутка между ревакцинациями
предоставили им больше возможностей: уже в начале декабря CEO Pfizer
Альберт Бурла утверждал, что для борьбы с омикроном понадобится
вакцинация 4 дозой, а директор по науке Микаэль Дольстен заявил, что она
будет необходима не позже весны 2022 г. То есть разрыв между третьей
дозой и четвертой сократился втрое - до 4-5 месяцев.
Сохраняющееся внимание к коронавирусу позволило бы компании максимизировать прибыль в 2022-2023 гг., прежде чем вакцина потеряет актуальность для нее в качестве курицы, несущей золотые яйца. К концу декабря 2021 г., когда Израиль стал первой страной, которая ввела вакцинацию 4 дозой, разработчики усилили давление на политиков. CEO BioNTech Угур Шахин заявил:
“Мы должны понимать, что даже вакцинированные 3 дозами с высокой долей вероятности будут передавать заболевание. Очевидно, что мы далеки от 95% эффективности, которой добились против первоначального вируса”.
Но реализовать этот план компаниям не удалось. После Рождества страны начали массово ослаблять ограничения, а статистика по омикрону показала, что худшие предположения не сбылись и рекордная заболеваемость не повлекла за собой высокий уровень госпитализации. К середине января Pfizer решил сдать назад и его глава, противореча самому себе трехмесячной давности, заявил:
“Я не знаю, нужен ли нам четвертый бустер, это еще нужно проверить”.
Разработка вакцин против новых штаммов
- идея, удачная с позиции PR, но не выручки: высокие издержки КИ и
перенастройка производств наносят ущерб стабильности прибылей. Уже в
конце этого января Бурла заявлял: “Я не знаю, понадобится ли она нам, но
мы работаем над вакциной [против омикрона]. Мы узнаем, лучшее ли это
решение, только когда увидим данные”.
Также смягчилась и позиция
по поводу полномасштабной пандемии до 2024. Вместо нее Бурла озвучил
идею, что, хотя вирус останется с нами в течение многих лет, эта волна
будет последней требующей ограничений. Pfizer также вернулся к прежней
позиции по поводу сроков ревакцинации, которая должна будет проводиться
спустя год после первичной вакцинации (с учетом того, что под
“первичной” они с осени понимают 3 дозы). При этом, хотя Бурла не
считает ревакцинацию каждые 4-5 месяцев “благоприятным сценарием”,
причина этого кроется вовсе не в эпидемиологической рациональности: “раз
в год - проще убедить людей пойти на это. Людям проще запомнить”.
Очевидно,
прибыль с одного ежегодного укола лучше, чем война за ревакцинацию 2-3
раза в год. Да, денег вроде больше, но больше и риски. Как политические
(никому не хочется из спасителей человечества превратиться в самую
ненавидимую компанию на земле), так и чисто коммерческие – более широкий
рынок создает нишу и возможности для конкурентов.