08.11.19

Правило «пяти почему»


Основатель компании Toyota, Сакити Тойода, постоянно пользовался правилом «пяти почему». Во всех непонятных ситуациях он использовал этот метод, и тот ему всегда помогал.

Вот как это правило применять в быту. Например, тебе хочется шубу.

Спрашиваешь себя: почему я хочу шубу? Это первое «почему». Отвечаешь: потому что я хочу всех удивить.

Окей, второе «почему»: Почему ты хочешь всех удивить? Ответ: Потому что хочу, чтобы на меня обратили внимание.

Третье «почему»: Почему тебе нужно, чтобы на тебя обратили внимание? Ответ: Потому что я чувствую себя неуверенно.

Четвертое «почему»: Почему ты чувствуешь себя неуверенно? Ответ: Потому что я никак не могу реализоваться, потому что я сижу на одном месте.

Пятое «почему»: Почему ты не можешь реализовать себя? Ответ: Потому что я занимаюсь тем, что мне не нравится.

И скажи теперь, при чем тут шуба?

Сакити Тойода научил, что в ответе на пятое «почему» и кроется первопричина, которая, на первый взгляд, не просматривается. Пятое «потому что» выводит на свет то, что скрыто. Если угодно, пятое «потому что» и есть настоящий ты. Это очень действенный способ проверить, что ты на самом деле скрываешь, в чём боишься признаться даже себе, чего ты действительно хочешь и что, на самом деле, просто мишура.

Спасибо господину Тойоде не только за Тойоту.

Другие примеры применения правила 


Пять почему — техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы.

Пять «Почему?» (five whys)
Основа научного подхода компании Toyota  заключается в том, чтобы при обнаружении проблемы пять раз задать вопрос «Почему?» (why), что обозначается как 5W. Если пять раз получить ответы на вопрос «Почему?», то причина проблемы и метод ее решения станут очевидны. Решение (или «Как?» — how-to) обозначается как 1H. Таким образом, пять «Почему?» равны одному «Как?» (5W = 1H).

Первопричина (real cause)
Под «причиной» проблемы скрывается ее первопричина (глубинная причина). В каждом случае мы должны докопаться до настоящей причины, пять раз задавая вопрос: «Почему?». В противном случае нельзя принять контрмеры и по-настоящему решить проблему.

Основной задачей техники является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «Почему?».

Каждый последующий вопрос задаётся к ответам на предыдущий вопрос. Количество «5» подобрано эмпирическим путём и считается достаточным для нахождения решения типичных проблем.

Пример :
1. Почему сел аккумулятор?
2. Не работает генератор , почему?
3. Проблемы с ремнем генератора, почему?
4. Ремень был в порядке до этого момента, но ни разу не менялся, почему?
5. автомобиль не проходил должного технического осмотра по рекомендованному графику.

Некоторые люди могут найти первопричину своей проблемы из собственной жизни:

✔ Почему я хочу новую куртку ? потому что я хочу всех удивить.
✔ Почему ты хочешь всех удивить ? потому что хочу, чтобы на меня обратили внимание.
✔ Почему тебе нужно, чтобы на тебя обратили внимание? Потому что я чувствую себя неуверенно.
✔ Почему ты чувствуешь себя неуверенно? Потому что я никак не могу реализоваться, потому что я сижу на одном месте.
✔ Почему ты не можешь реализовать себя?

Потому что я занимаюсь тем, что мне не нравится.
Возможно что первопричина проблемы человека заложена еще глубже, но как правило именно Пять Почему позволяют найти источник проблемы.
Господин Сакити Тойода научил, что в ответе на пятое «почему» и кроется первопричина, которую на первый взгляд не видать.

Пятое «потому что» выводит на свет то, что скрывается внутри.
Это очень действенный способ проверить, что ты на самом деле скрываешь, в чем ты боишься признаться даже себе, чего ты действительно хочешь , а что – просто мишура.

Читайте також